№ 40 (3566) 15.10.2015

ШАМАНЫ ВЕТРА И ВЫСОТЫ

Середина сентября на Кавказских Минеральных Водах у многих ассоциируется со знаменательным событием, которое проходит ежегодно в нашем регионе – международным фестивалем воздухоплавания «Кавказские Минеральные Воды – жемчужина России». Для всех любителей воздухоплавания – это настоящий праздник, когда в небе над городами КМВ появляются аэростаты (хотя правильнее сказать – монгольфьеры, т.е. шары, наполняемые горячим воздухом) и ты не только можешь полюбоваться красотой этого зрелища, но и сам полетать на них, поднявшись на высоты, с которых открываются неведомые для всех остальных красоты наших мест, пейзажи, невиданные ранее. Который год и мне улыбается удача принимать участие в полетах и соревнованиях в качестве корреспондента и фотографа различных изданий. 

В этом году в рамках фестиваля впервые в России и в мире проводился первый Кубок России по авиационному биатлону. На этот раз соревнования совместили в себе совершенно разные, как может показаться на первый взгляд, вещи – воздухоплавание и исключительно «земной» вид спорта – биатлон.

Пилоты, поднявшись ввысь, должны поразить цель на земле из инфракрасного ружья с коллиматорным прицелом. Максимальная дистанция поражения не превышает 200 метров. Учитывая, что шар постоянно перемещается, попасть не просто. Да и спортивное воздухоплавание — очень особенный вид спорта.

Кто летает не в первый раз, и кто не просто прыгает в корзину, чтобы с комфортом подняться невысоко над землей и с таким же комфортом приземлиться, а принимает участие во всех типах полетов, включая спортивные, тот не может не чувствовать совершенно особую магию, которая окружает воздухоплавание.

Чтобы «полетать», нужно достать из трейлера 70 килограммовую корзину, расчехлить оболочку и аккуратно выложить ее на землю перед корзиной, укрепить газовую горелку над корзиной на специальных поручнях, а потом вентилятором нагнетать воздух в оболочку, и сразу следом, включив горелку и направив ее в центр оболочки, разогреть воздух для того, чтобы шар поднялся над землей. При этом, необходимо держать края оболочки таким образов, чтобы пламя горелки не задело ткань.

Поначалу ты просто смотришь, как это делают опытные пилоты, раз за разом открывая себе детали этого священнодействия. Потом ты принимаешь в этом участие и понимаешь, что это действительно ритуал, напоминающий то, как военные летчики перед вылетом обходят самолет против часовой стрелки, похлопывая его по корпусу, поглаживая поверхности боевой машины и что-то приговаривая. Здесь же гораздо больше шаманства, так как все материалы очень «живые» — дерево, ткань, веревки. Все это требует какого-то очень трогательного отношения, и ты проникаешься этим процессом, ты медитируешь, ты буквально прикасаешься к тайнам властителей ветров.

Спортивное воздухоплавание – это не просто полеты наобум – это серьезное мероприятие, которое требует основательной теоретической и практической подготовки. Кстати, здесь важна и физическая подготовка – а вы попробуйте потаскать корзину, оболочку, газовые баллоны, да и посадки разные бывают… Пилоты обязательно проходят предполетный инструктаж – брифинг, на котором они получают подробные инструкции по заданию, зоне полетов, и погодной обстановке. В данном случае, максимальная осведомленность о зоне и условиях полета – залог его успеха. На самом деле никто не любит неожиданностей.

Первый спортивный полет… не состоялся в долине реки Березовая, что под Кисловодском. Погода была пасмурная, с непредсказуемым ветром. Беспилотник для разведки погодных условий не успел взлететь, как робкие лучи солнца скрылись окончательно, и пошел мелкий докучливый дождь. Главный судья соревнований запретил полеты, и пришлось довольствоваться красивыми видами ущелья реки Березовая и фотографироваться на память.

На следующий день полеты были запланированы в окрестностях Железноводска. Едва забрезжил утренний свет, мы приехали на поляну между горами Острая и Медовая. Дул легкий ветерок, облака низко проплывали над отрогами Бештау и полностью скрывали его мощное подножие. Но несмотря на это, погодная обстановка позволила вылететь.

Полет проходил по нижней границы облачности на высоте не более 200 метров над поверхностью, и включал в себя упражнения по стрельбе из винтовок по цели на земле в районе развязки трассы из Минеральных Вод в Кисловодск. В цель было попасть сложно, и полеты завершились быстро. Благодаря мастерству президента Федерации воздухоплавания Ставропольского края шеф-пилота Виталия Ненашева, мы приземлились мягко и ювелирно метко на проселочную дорогу недалеко от трассы.

Плохие метеопрогнозы не сулили ничего хорошего в течение всей недели, но на следующий день – в пятницу – удача нам улыбнулась, и мы снова готовились к вылету на отрогах ущелья реки Березовая. Теплые лучи осеннего солнца осветили склоны окрестных гор, а в вышине стелились легкие перистые облака, окрасившиеся в золото восходящего светила.

Прогноз был хорошим и вскоре наш шар уже нехотя поднимался, а точнее – опускался в ущелье речки, чьи скалистые края смотрелись из корзины уже не так привлекательно, как сверху. Дело в том, что для тканевой оболочки всевозможные скалы и колючие кустарники опасны и желательно избегать такого ландшафта. То спускаясь на самое дно ущелья, то поднимаясь, мы, наконец, дождались восходящих потоков и, миновав острые края ущелья, пошли вверх к облакам.

Полет вверх был приятным и легким. Достигнув высоты в 2750 метров над уровнем моря, мы остановились и остановились надолго. Ветра не было никакого. Показалось, что его там вообще никогда не бывает. А задания надо выполнять. Надо пролететь хотя бы над одной контрольной точкой. Пилот надеялся поймать ветер на другой высоте, и мы поднялись еще выше, откуда открылся незабываемый вид на Эльбрус, потянутый поволокой белого облака, умиротворенные поселения в окрестностях Кисловодска и сам курорт, прильнувший к горам. Созерцать это можно вечно, но время шло, а ветра не было, а если он и появлялся, то дул совсем не в том направлении, в котором мы должны были двигаться.

DSC_6750Второй час в воздухе истекал, а вместе с ним истекал и газ, что мало- помалу начинало омрачать нирвану высотного полета. Мы начали потихоньку спускаться, но и там не нашли ветра. Поддерживать полет было рискованно – без газа шар все равно не упадет, но спускаться он будет со скоростью 7 метров в секунду, что нормально для парашютиста, но жестко для людей в корзине. Мы начали снижаться. Внизу появился хаотичный и колкий ветер, который упорно понес нас на овраг, а справа сверкнули провода ЛЭП. Все решали доли секунды, и опытный пилот принял единственно верное решение – экстренно сажать аэростат, резко потянув трос клапана выпуска горячего воздуха, расположенного на «макушке» монгольфьера. Посадка была «спортивной»: нас ухнуло о холм и отбросило вверх под углом и опять с треском ударило о землю. Корзина неуверенно зацепилась за холмик, а ветер упорно тянул шар к обрыву. Сохранность оболочки была под угрозой, и пришлось бежать над оврагом и, схватив фал, тянуть оболочку в сторону от оврага. Несколько мгновений экстрима закончились, и мы, отдышавшись, «произвели рекогносцировку»: метрах в пятидесяти высилась обветшалая кошара и любопытный пастух, пришедший посмотреть как мы здесь «расположились», подсказал, как сюда проехать водителю, который должен был нас забрать. Минут через сорок за нами приехали и, изрядно поездив по ухабам, вскоре уже катили по дороге в Кисловодск. Приключение закончилось. Самое главное, что благодаря опыту и умению пилота, мы все же не врезались в ЛЭП и не упали в овраг с острыми скальными выступами, где исход вряд ли был бы благополучным. Но спорт есть спорт. Высокий полет над предгорьями Кавказа, и нетривиальная посадка оставили неизгладимые и яркие впечатления. Здесь риск оправдан и порой необходим для выполнения поставленной цели. А посадки подобные этой подогревают интерес к воздухоплаванию. Ибо что может быть прекраснее полета, тем более в кампании асов неба – шаманов ветра и высоты?!

Алексей ЗАБАБУРИН

Фото автора

Наверх