№ 48 (3574) 09.12.2015  

ИНВАЛИДНОСТЬ КАРЬЕРЕ НЕ ПРЕГРАДА

Участники Профнавигатора - проект «Профориентационный навигатор для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

На Ставрополье заработал уникальный проект

Недавно весь мир облетела новость – испанец Пабло Пинеда с синдромом Дауна первым в Европе получил высшее образование и даже стал преподавателем. Случай уникальный. Теперь и у многих юных инвалидов Ставрополья появилась редкая возможность: наравне со здоровыми детьми получать высшее образование в одном из ведущих федеральных вузов РФ.

Весной 2015 года СКФУ стал грантополучателем Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, под уникальный проект «Профориентационный навигатор для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». О его возможностях «СГВ» в декаду инвалидов рассказала помощник руководителя проекта Наталья Борозинец (руководитель – советник при ректорате СКФУ Надежда Палиева).

– Проект родился как следствие того, что, работая с образовательными учреждениями, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мы увидели такую тенденцию: заканчивая школу и получая аттестат коррекционной школы и даже, если повезло, общеобразовательной, ребенку очень непросто продолжить свое профессиональное обучение, – говорит Наталья Михайловна. – В проекте участвуют 21-я, 19-я, 34‑я школы, лицей № 35, специальная коррекционная школа-интернат № 36 для глухих детей г. Ставрополя, школа-интернат № 18 для слепых и слабовидящих детей Кисловодска и школа № 25 села Красногвардейского для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Мы попытались охватить проектом все школы края, работающие с детьми-инвалидами, – продолжает
Н.Борозинец. – Уже с 1 сентября 2016 года школы становятся общеобразовательными, потому что для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственно отсталых детей внедряется ФГОС – федеральный государственный общеобразовательный стандарт. Это дает возможность каждой школе разрабатывать адаптированную образовательную программу, создавать специальные условия и принимать на обучение к себе особых детей.

Десант выходит в школы

По словам Натальи Михайловны, сегодня сложилась не лучшая ситуация, когда дети, имеющие хорошую образовательную траекторию на период обучения в школе, в дальнейшем испытывали определенные трудности. Это и беспокойство родителей о том, что их судьба оказывалась неустроенной, сложности с дальнейшим трудоустройством, низкий социальный статус из-за малого количества возможностей профессионального выбора.

Дети-инвалиды не получают достойного профессионального образования, в лучшем случае это лицей, училище, колледж. В худшем – они ограничиваются тем профессиональным запасом, который получили в школе, причем коррекционная школа ориентирована на трудовое обучение. Например, в одном из старейших учебных заведений юга России для детей-инвалидов по слуху, школе № 36, ребята обучаются специальностям: столярное дело, швея, оператор ЭВМ, цветовод, секретарь-машинистка, дизайнер Web-сайтов и другим. В школе для незрячих солнечного города-курорта детей учат изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Но в итоге после окончания школы родителям инвалидов некуда обратиться. Ключевая идея помощи им и легла в основу проекта, глобальной задачей которого является информирование общественности о возможностях профессионального образования в СКФУ.

Наталья Борозинец отметила: «Вуз активно работает над созданием безбарьерной среды, возможностями формировать адаптированные образовательные программы и индивидуальные траектории, над разработкой специальных учебных средств для лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и, в конце концов, мы предоставляем возможность психологического сопровождения этих обучающихся в учебном процессе».

«Результатом проекта является проведение массовых мероприятий, в частности, сейчас в вузе проходит конкурс творческих работ среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Как я вижу свою будущую профессию». Со всего края мы получили 165 работ, а 5 декабря состоялся День открытых дверей для детей-инвалидов «В кругу друзей», – говорит Наталья Николаевна. – К нам пришло не менее 150 человек. Также это публикация методических рекомендаций разного уровня, начиная от справочника профессий, которыми могут овладеть дети с теми или иными нозологиями, и заканчивая рекомендациями для родителей по поводу того, как правильно вместе с ребенком определить свою профессиональную траекторию. Закончится проект Межрегиональным конгрессом по профориентации в июне 2016 года. Проект в целом двухлетний».

Также сотрудники Центра инклюзивного образования и студенты-волонтеры проводят групповую работу с детьми в школах-партнерах. Прошло уже свыше 20 групповых занятий как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и без них, по вопросам профессиональной мотивации, выбора, самоопределения. Студенты под руководством преподавателя разрабатывают интерактивный проект примерно на 30–45 минут, и с ними этот «десант» выходит в школы.

По желанию оказываются индивидуальные консультации, в рамках проекта «Профнавигатор» работает консультпункт, где дети или родители могут получить помощь психолога, дефектолога, профориентолога и юриста. Кроме того, в клубе собираются родители инвалидов. Ближайшее заседание пройдет 12 декабря. Там тоже идет обмен мнениями, проблемами, возможностями, перспективами и опытом.

Как заверяет Наталья Михайловна, даже когда грант закончится, в вузе традицию помощи обучения инвалидов продолжат. Дни открытых дверей станут регулярными, а семинары для педагогов и интерактивные занятия модернизируют. Полгода работы проекта показали, что люди уже получили определенную информацию, и они хотят углубляться в этой области, потому что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был защищен в жизни.

В проекте есть четко установленные цифры целевой группы, но создатели «Профнавигатора» уже значительно вышли за их рамки. По квоте нужно было работать с 200 детьми, 100 родителями детей-инвалидов и детей с ОВЗ, охватить 50 педагогов и 25 волонтеров. В целом эту черту уже пересекли.

Также Наталья Борозинец добавила: «К концу проекта мы намерены в плане переподготовки и повышения квалификации педагогического корпуса охватить не менее 300 педагогов. Семинар для них носит название «Об особенностях профориентационной работы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов». Мы их учим тому, какие технологии этой работы являются современными и наиболее действенными, как учитывать интересы детей с ограниченными возможностями здоровья, как правильно соотнести информацию о профессии с возможностями и потребностями, чтобы выбрать максимально правильное направление профразвития. Плюс к этому на 2016‑й год планируется издание рекомендаций для педагогов по составлению индивидуального маршрута профессионального развития подростка с ограниченными возможностями здоровья».

На данный момент в России аналогичных проектов, которые бы так четко выдерживали границы проблематики, подключали бы целевую группу и еще бы финансировались какими- либо фондами, нет.

Наши преподают в Америке

Для ставропольских детей с ограниченными возможностями здоровья важен пример того, как человек с инвалидностью не замкнулся в себе, а пробился в жизни и стал успешным, и желательно, чтобы это был не Пабло из Испании или легендарный Ник Вуйчич из Америки, а земляк.

На эту ремарку Наталья Борозинец ответила: «Мы ставим перед собой задачу – обязательно на положительном опыте привлечь внимание и показать школьникам, будущим студентам, детям с ограниченными возможностями здоровья, что дороги в дальнейшую профессиональную жизнь для них открыты. Демонстрационным моментом является то, что в Центре инклюзивного образования сегодня работают два специалиста с ОВЗ. Это Анна Александровна Дорган, девушка много лет прикована к инвалидному креслу. Но это не помешало ей хорошо окончить не только среднюю школу № 21 с отметками о повышенном уровне знаний, а также СевКавГТИ по направлению «Социальная работа». Сейчас Анна уже кандидат социологических наук и, вполне возможно, скоро будет и преподавать в институте, сейчас мы очень хорошо сотрудничаем с ней в проекте.

Вторая сотрудница Центра инклюзивного образования – Лейла Каппушева, инвалид первой группы по зрению. Незрячая девушка успешно окончила 25‑ю школу, СГУ, магистратуру по направлению «филология».

Еще одним ярким примером того, что тяжелая инвалидность не может помешать жизненным планам, является молодой преподаватель кафедры социальных технологий Юлия Владимировна Мельник. Девушка с ДЦП в 2005 году окончила лицей-интернат для одаренных детей с золотой медалью, в 2010 – Северо-Кавказский государственный технический университет по специальности «Социальная работа», получила дополнительную квалификацию «Переводчик английского языка в сфере профессиональной коммуникации». В 2012 г. Диссертационный Совет ПГЛУ присвоил ей ученую степень кандидата педагогических наук при защите диссертации на тему «Общее инклюзивное образование в странах Запада (Канада, США, Великобритания) и России». Юлия выиграла грант и 9 месяцев в 2014–2015 гг. преподавала в университете штата Индиана в США.

Ольга БОГАТЕЕВА

Фото автора

Отстаем от зарубежья

К сожалению, если соотнести прогрессивные идеи, которые сейчас внедряются в России, с зарубежными, это получится 50-летний разрыв. Как рассказала Наталья Борозинец, об интеграции инвалидов в общество у нас заговорили только в начале 90-х. А об инклюзии и образовании в равном доступе как о явлении стало известно лишь недавно, концепция реализуется с 2011 г. Зато с 2016 года родители ребенка-инвалида приобретают право предоставить ему образовательные услуги в той организации, которую считают наиболее подходящей, либо по месту жительства – либо по выбору на основании каких либо отзывов. Они имеют право обратиться в любую школу или детсад, и эти условия им будут созданы.

Система специального образования упраздняется. Раньше было 8 видов коррекционных школ (для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и т.д.), до завершения школьного периода система удовлетворяла в полном объеме. Но вставал острый вопрос – что дальше? Школу закончили, и встает проблема постинтернатной адаптации, ведь большинство из них жили в интернатах в ограниченном пространстве. Было лишь два пути: либо они идут работать с тем объемом навыков, которые получили в школе, либо получают среднее профобразование. Только единицы из семей, где была хорошая поддержка, могли получить высшее образование. Сегодня СКФУ открывает эти возможности для всех детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с сохранным интеллектом.

 

Наверх