№ 50 (3576) 23.12.2015  

ВКУС ДЕТСТВА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ХОЛОДИЛЬНИК

Министерство экономического развития инициировало конкурс на присвоение знака «Ставропольское качество». Реализуют проект «Корпорация развития Ставропольского края» в партнёрстве с краевой Торгово-промышленной палатой.

Проект «Ставропольское качество» заработал в регионе

Ставропольский край по многим показателям готов накормить не только своих граждан, но и экспортировать качественные товары за пределы региона. Сельхозтоваропроизводители и перерабатывающие предприятия Ставрополья получили уникальную возможность занять нишу импортных товаров на продовольственном рынке страны.

В крае также имеются условия для развития промышленного производства потребительских товаров и различных услуг, включая медицинские. Большие перспективы и у курортно-туристической отрасли.

Задача – выявить достойных

Для того, чтобы вывести краевых производителей товаров и услуг на общероссийский и внешний рынки в рамках национальной программы по импортозамещению, министерство экономического развития инициировало конкурс на присвоение знака «Ставропольское качество».

Напомним, что в нашем крае по инициативе губернатора Владимира Владимирова реализуется проект «Сельпо» по созданию демократичной торговой сети с качественной продукцией ставропольских производителей на прилавках. Отбор поставщиков для нее – это весьма ответственная и трудоёмкая задача, решить которую также поможет конкурс «Ставропольское качество». Реализуют проект «Корпорация развития Ставропольского края» в партнёрстве с краевой Торгово-промышленной палатой.

Специалист ТПП Марина Чернышева поделилась: «Задача краевого конкурса «Ставропольское качество» – выявить достойные товары и услуги и рассказать о них широкому кругу потребителей, в том числе и за пределами края. На первом пилотном этапе конкурса знак «Ставропольское качество» присуждается местным предприятиям, производящим высококачественную пищевую продукцию из местного сырья. Соответствие заявленному составу продукта подтверждают результаты независимой экспертизы, проведённой в аккредитованной лаборатории.

Определение претендентов у нас началось с изучения рекомендаций муниципалитетов, знающих своих предпринимателей. Список участников формировался с учетом рекомендаций муниципальных администраций и информации Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Были охвачены почти все муниципалитеты. Изначально баллотировалась продукция более 60 предприятий», знака «Ставропольское качество» удостоены товары 17 из них.

Глас народа

stavkachestvo2Для участия в пилотном этапе конкурса на знак «Ставропольское качество» были выбраны самые распространенные и доступные населению товары. Для сравнимости результатов важно было, чтобы их производили практически все предприятия.

В частности, в категории «Молочные продукты и сыры» баллотировались молоко, сметана, творог и сливочное масло, твердые и рассольные сыры. В мясной продукции – колбаса вареная «Докторская», колбаса полукопченая «Краковская», сосиски «Ганноверские», деликатесная продукция «Шейка свиная». Потребители и эксперты оценили также качество хлебопекарной муки первого сорта и макаронных изделий категорий А и Б, выпускаемых краевыми переработчиками.

Свое мнение жители края по каждой из этих позиций выразили путем голосования на сайте Торгово-промышленной палаты. Победители определились на основании интегрированной оценки, которая сложилась из итогов открытого народного голосования, результатов документальной проверки предприятий и условий производства, лабораторных исследований образцов продукции. Самым последним этапом была открытая дегустация, в частности, колбасной продукции. Участвовала в них и журналист «Ставропольских губернских ведомостей».

О том, как комиссия оценивала продукцию по своим характеристикам, «СГВ» рассказала заведующая кафедрой технологий мяса и консервирования СКФУ Наталья Оботурова: «Это, прежде всего, органолептическая оценка. Она включала в себя 5-балльную систему: внешний вид, запах, цвет, консистенцию, для сосисок и деликатесной продукции рассматривался такой показатель, как сочность. Обычному потребителю может показаться, что продукция качественная. Но существуют определённые нормы, стандарты, гигиенические регламенты, требования к маркировке, упаковке, виду на разрезе, которые нельзя не брать во внимание. Всё-таки мы прислушиваемся к законодательной базе, и требования ГОСТов нужно выполнять. Предположим, если мы говорим о продуктах деликатесной группы, то та же свиная шейка может быть суховатая, влажная, очень сухая, сочная, недостаточно сочная. То есть критериев оценки бывает очень много для одного показателя. Мы можем рассмотреть вид на разрезе и определить, какой он: красивый, очень красивый, хороший. Это термины, которые несут в себе просто визуальную оценку, но которые всё-таки согласуются с требованиями ГОСТа. Вид должен быть без пор, без различных включений, соединительной ткани, частичек красителя. Всё это не должно присутствовать на разрезе того или иного продукта.

Кстати, не все организации могут похвастаться тем, чтобы помочь и своему товаропроизводителю, и, прежде всего, потребителю найти своего производителя, особенно в условиях санкций и импортозамещения. Поэтому спасибо ТПП за такую возможность. Я была на выставке «Интерфуд», и меня порадовало, что стенд ставропольских колбас представляло одно из наших предприятий. Приятно было отметить, что, по сравнению с представителями из сибирского региона ставропольские деликатесы пользовались особенной популярностью. Так что, есть у нас предприятия, которые распространяют славу о качестве нашего производителя за пределы региона».

Деликатесы – на новогодний стол

Поскольку сейчас –предновогодняя пора, мы не могли не спросить Наталью Павловну, какая колбасная продукция будет пользоваться особым спросом. И как обычному человеку выбрать колбасу, шейку или тот же балык? Наталья Павловна дала нетривиальный совет: «Человеческая вкусовая память – это уникальное свойство организма, поэтому оценивайте по тем ощущениям, которые помните из детства. Берите ту колбасу, которая напомнит вам его по запаху, аромату, привкусу. Очень сложно сказать: у каждого производителя есть отличие по органолептическим показателям, те или иные оттенки вкуса, цвета, но при этом мы не можем утверждать, что та или иная продукция некачественная. Просто у каждого производителя она своя. И, конечно, колбаса должна быть привлекательной визуально, особенно если мы говорим о новогоднем праздничном столе. Рассматривая этикетку, обратите внимание на наличие в продукте глютоматов. Они всё-таки относятся к группе пищевых добавок, обладающих так называемым постнаркотическим действием. Происходит привыкание к ним организма. Поэтому не стоит увлекаться потреблением такого продукта. Хотя добавка эта разрешена, и в определённом количестве не нанесёт вреда организму».

И ещё один важный момент. Все участники конкурса во время дегустации уверяли, что их продукция только из местного сырья. С чем Наталья Оботурова согласилась: «Говорят ведь, «где родился – там и пригодился». Что касается продуктов питания, полезнее употреблять те, которые сделаны в зоне проживания. Считается, что 150–250 км – это тот географический ареал, в котором лучше покупать сырьё для своих мясопродуктов. Но, к сожалению, условия жизни диктуют потребность закупать сырьё и у дальних поставщиков. Самое главное, чтобы большая часть сырья была отечественных товаропроизводителей. Ведь на данный момент отказаться полностью от каких-то зарубежных компонентов пока не представляется возможным. Хотя в перспективе это всё будет освоено, и учёные нам в этом помогут».

Итак, теперь производители, чьи товары отмечены как победители, получают право использовать логотип конкурса в рекламных целях и размещать его в документации и на упаковке продукции. Это позволит потребителю отличить качественные продукты на прилавках магазинов визуально. Знак качества присваивается на два года, но организаторы оставляют за собой право отозвать его в любой момент, если производитель снизит планку. Будет проводиться независимый мониторинг продукции, удостоенной этого знака. Как сообщили в ТПП, конкурс станет постоянным. В процесс планируется вовлечь новые, инновационные продукты, а также промышленные товары и услуги, которые остались в этот раз вне внимания экспертов на первом пилотном этапе.

Ольга ДЕМЕНЮК

Фото автора

Справка «СГВ»

Идея создания регионального Знака качества не нова. Мощный посыл к повышению качества российской продукции и возрождению единых стандартов даёт формирование Таможенного союза и единого экономического пространства. Обязательные требования безопасности предъявляются к промышленным товарам и продуктам питания выпускаемых на общий рынок государств – членов Евразийского экономического союза, договор об учреждении которого вступил в силу 1 января 2015 года.

Кроме того, Стратегия национальной безопасности РФ в числе главных задач государства называет обеспечение высокого качества и уровня жизни граждан, а также создание условий для ведения здорового образа жизни. Одно из условий этого – повышение доступности покупателям высококачественных и безопасных товаров.

 

Наверх