№ 51 (3577) 30.12.2015  

НАШИ ДЕТИ — НЕ ИНДИГО

Если вы знаете ребёнка с аутизмом, вы знаете только одного ребёнка с аутизмом

«Людей под копирку не делают, мы все разные. Так же, как и дети-аутисты. У них могут быть схожие проявления, но всё равно у каждого они свои. Кто-то когда-то очень правильно сказал: «Если вы знаете ребёнка с аутизмом, вы знаете только одного ребёнка с аутизмом».

С этих слов у нас начался разговор с удивительной мамой. Яна Бяхова – медик, практический психолог и преподаватель английского языка из Пятигорска. У неё прекрасная 15-летняя дочь. У девочки аутизм. При этом все заложенные таланты мама смогла в ней развить сполна: Маша от­лично рисует и поёт.

ОГРОМНЫЙ ПЛАСТ

Яна Владимировна сразу пресекла разговор о тенден­ции, которая, по её словам, не устраивает её ни как специалиста, ни как маму: «К аутизму относятся не­вежественно, в том числе публика. Аутистов называ­ют то детьми индиго, то не­понятыми детьми, «людьми дождя» Создают миф, что дети с аутизмом – непри­знанные гении. На самом деле расстройство аутисти­ческого спектра – это такой огромный пласт, который, с моей точки зрения, мало­грамотно освещают»

Хотя есть в России ав­торы, положившие на это фактически судьбу всей семьи. Это такие предан­ные своим детям мамы, как Катя Мень, Яна Зо­лотовицкая. Они сделали многое, чтобы об аутизме в Росси и вообще нача­ли говорить, чтобы была создана рабочая модель инклюзии. И благодаря им появился такой метод кор­рекции поведения аутистов и нежелательных его про­явлений, как прикладной поведенческий анализ.

Изучая заболевание, с которым пришлось стол­кнуться в своей семье, Яна Бяхова перечитала десятки книг и поделилась с «СГВ» своими выводами: «Многое переломилось в 9 0-е г оды, когда у нас всё было «до основания, а затем» Старую психологическую школ у «убили», стало непонятно, кто этим будет занимать­ся, откуда будет поступать финансирование. В совет­ское время учёные могли заявить тему, работать над ней и внедрять какие-то экспериментальные методи­ки. Аутизмом занимались, только тогда ему уделяли недостаточно внимания, он не выделялся в отдельную нозологическую единицу. В советской классической психиатрии он считался мало подверженным кор­рекции»

В ПОИСКАХ ПОМОЩИ

С какими же проблемами сталкиваются родители ау­тистов сейчас? Как говорит Яна Бяхова, это больной, непростой и всеобъемлю­щий вопрос. Родителю, кроме как из Интернета, почерпнуть информацию по большому счёту негде.

«Сегодня необходима очень мощная помощь родителям. Когда семья сталкивается с диагнозами «расстройство аутистиче­ского спектра», «ранний детский аутизм», ее члены не знают, куда бежать, что делать, не знают о том, какие перспективы адап­тации есть у ребёнка, – рассказывает психолог. – У нас может стоять диагноз «аутизм», но после 18 лет он волшебным образом, автоматом превращается в шизофрению. Такого быть не должно, это разные нозологические единицы. Родитель оказывается без поддержки и начинает ме­таться. Полагаю, что ин­формация, куда обратиться, должна исходить от органа, которым ставится диагноз. Где бы родным сказа ли: «Конец света не наступил, но, да, предстоит огромная работа, непочатый край»

Яна Бяхова среди про­блем отмечает ещё две. Это низкая осведомлённость педагогического персона­ла в детских дошкольных учреждениях относительно детей-аутистов. «И, хотя статистики никто не ве­дёт, из моего опыта знаю: из семей уходят мужчины, матери остаются одни. И живут по принципу: «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик. Сам играю и пою, и билеты продаю», – делит­ся женщина. – Простого ребёнка поди-ка подними одинокой матери, не то что особого. К сожалению, не во всех городах есть ор­ганизации, где родителей учат правильно общаться со своими детьми, у ко­торых аутизм, и дают им конкретные рецепты»

В 2014 году в Ставро­польской краевой клини­ческой психбольнице №1 открыли «Школу аутизма» для родителей детей, стра­дающих аутистическими расстройствами. Ее цель – как раз просвещение и улучшение понимания родителями особенностей проявлений аутизма, на­лаживание коммуникации с ребенком и развитие спо­собности справляться с трудностями в его пове­дении, а также снижение родительского стресса. В школе консультируют врач-психиатр, медицинский пси­холог, логопед, специалист по соцработе. Записаться на консультацию можно, позвонив по телефону: +7 (8652) 99-17-83, и на сайте учреждения: www.stavpb.ru.

Подготовила Ольга БОГАТЕЕВА

Фото www.huffingtonpost.ca

Наверх