№ 03 (3580) 27.01.2016  

ДОРОГАЯ МОЯ КОММУНАЛКА

Как изжить обдираловку в ЖКХ?

FOTO-2016-01-19-300dpiСтавропольцу Владимиру Молчанову проблемы электроснабжения известны не понаслышке. Он проработал в этой сфере более 40 лет: 5 лет в нефтяной промышленности, 35 лет – в газовой. Был главным энергетиком Управления буровых работ, заместителем начальника Управления, главным энергетиком Дирекции по строительству газопроводов компрессорных станций, работал на газоперерабатывающем заводе. В своё время его имя было занесено в книгу «Кадры газовой промышленности». Владимир Молчанов имеет благодарность от самого Бориса Полевого, известного журналиста и писателя.

В 2004 году в возрасте 67 лет неравнодушный пенсионер понял, что проблемы несправедливой обдираловки граждан были и остаются актуальными для жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края. «Изменилась ли ситуация в системе ЖКХ города Ставрополя и края за это время? Судя по росту количества обращений и жалоб жителей Ставрополья в различные инстанции, число которых достигает десятков тысяч, вероятнее всего, да, но только в худшую сторону», – считает эксперт регионального центра «ЖКХ-контроль» Владимир Молчанов.

Изданные им книги стали бестселлерами. Раскупались все до одного экземпляра. Первой была брошюра «Добросовестность и гуманность, разумность и справедливость по-ставропольски. Экспертиза абсурда». В ней автор представил анализ краевой системы ЖКХ. В 2014 году вышла его книга «Противоправность, правовой нигилизм, безнаказанность – основы жилищно-коммунального беспредела на Ставрополье». Её он презентовал главе края В. Владимирову при вступлении того в должность. В сборник вошли материалы, опубликованные в СМИ по итогам посещения Ставрополя Генпрокурором России Юрием Чайкой и проведения им расширенного совещания по вопросам ЖКХ.

Бремя незаконных платежей

В разговоре об этих проблемах Владимир Андреевич поднял вопрос, как власть Ставрополя перекладывает на плечи жильцов уборку придомовых территорий. «Порядок участия собственников зданий и сооружений в содержании прилегающих территорий» принят на уровне города 9 апреля 2015 года, – рассказал пенсионер. – По нему ширина прилегающих территорий составляет 15 метров от границы земельного участка, при отсутствии закреплённого земельного участка от стены здания, строения, сооружения. Но есть статья 30 Бюджетного кодекса РФ «Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ», в которой указано, что органы госвласти и местного самоуправления и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению и выполнению своих полномочий».

Владимир Молчанов поясняет: «А нам говорят, что вот территория земельного участка, на которой стоит дом, и ещё 15 метров, содержание этой зоны и оплачивайте». А должны её оплачивать из бюджета города. Другие местные органы муниципалитетов также издали свои «Правила», и люди после этого обратились в суд. Есть Определение Верховного Суда РФ, в нём сказано: «В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым «Правила» не относятся. Федеральное законодательство не предусматривает возможность возложения обязанности содержания имущества на собственников, владельцев, пользователей земельных участков, объектов недвижимости в отношении территории, прилегающей к имуществу собственников». В нашем городе это беспринципно нарушается, бардак полнейший».

Другая больная тема – энергоресурсы. «На Ставрополье тарифы на все коммунальные ресурсы больше, чем в других субъектах Юга России. И «СГВ» об этом писали, – говорит эксперт. – Получается абсурд. В крае избыток выработки электроэнергии, у нас две крупных ГЭС. Северная Осетия, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария – все республики Северного Кавказа, кроме Дагестана, не имеют генерирующих мощностей, то есть энергию они получают от нас. Мы на месте, без затрат на транспортировку электроэнергии, платим больше, чем те, которые несут эти затраты. Почему, спросите вы. А потому, что у нас такие власти. Как говорил поэт Сергей Есенин: «А власти на то и власти, а мы лишь простой народ».

Чтобы не быть голословными, мы сравнили стоимость киловатт/часа в городе и селе во всех субъектах СКФО (см. таблицу) – на Ставрополье тарифы выше, чем у всех.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Стоимость кВт/ч в регионах СКФО

СубьектВ городеВ селе
Дагестан2.23 ₽1.56 ₽
Чечня2.37 ₽1.66 ₽
Ингушетия3.13 ₽2.19 ₽
Кабардино-Балкария3.34 ₽2.34 ₽
Карачаево-Черкесия3,62 ₽2,53 ₽
Северная Осетия3,63 ₽2,54 ₽
Ставропольский край (на примере городского
округа Минеральные Воды, так как КМВ
территориально ближе к другим
субъектам СКФО)
3,88 ₽2,72 ₽

 

Ещё одна злободневная тема – незаконная, по мнению многих правозащитников города и края, деятельность Ставропольского городского расчётного центра (СГРЦ). Эксперт в этой связи привёл нашей газете разъяснения министерства регионального развития от 2 мая 2007 г. «О внесении платы за жилые помещения, коммунальные услуги». Там говорится, что деятельность расчётно-кассовых, информационно-расчётных и иных подобных центров и применение единых платёжных документов не может основываться на нормативных правовых актах органов госвласти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Обоснование —  в соответствии с Жилищным кодексом РФ и ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления» эти органы не имеют компетенций создавать расчётные центры.

Владимир Молчанов продолжил: «Известно, что СГРЦ основан администрацией города, а это противоречит вышеуказанным нормам. Более того, он появился у нас 8 января 2004 года, то есть после принятия закона об органах местного самоуправления.

Третье звено, как «паразитка»

Вот как обосновывает деятельность ГРЦ его юрист в своей жалобе в суд на лейтенанта юстиции, сотрудника прокуратуры, который подал иск о незаконности деятельности этой организации: «Довод постановления следователя о создании ОАО «СГРЦ» с умыслом на незаконную деятельность, которая не соответствует целям и задачам муниципального образования, по защите прав граждан, как признак преступления является необоснованным». Но, во-первых, СГРЦ, будучи ОАО, не является муниципальным образованием. Во-вторых, о какой защите прав населения можно говорить, когда цель центра – извлечение прибыли? Юрист пишет: «Указом Президента РФ № 425 от 28.04.1997 года было одобрено создание расчётно-кассовых центров в стране». Берём этот Указ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ». Этого в документе нет совершенно.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ № 887 от 2 августа 1999 г. «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» установлено, что сбор платы за жильё и коммунальные услуги производится собственником помещения через расчётно-кассовые центры. Это юрист пишет в декабре 2014 г. Однако пункт Указа, на который ссылается представитель СГРЦ, утратил силу Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г., то есть он отменён 10 лет назад. И таких нюансов масса.»

Факты абсурдности Владимир Молчанов приводит ещё и ещё. Он рассказал, к примеру, что горожанину Владимиру Силюкову СГРЦ на протяжении пяти лет предъявлял оплату за вывоз твёрдых бытовых отходов на четырёх человек, хотя в квартире у него прописаны только двое. Тот взял  выписку из домовой книги и из ТСЖ и подал в суд. СГРЦ заявил довод, что в соответствии с законом об оказании коммунальных услуг потребитель должен в течение пяти дней известить об изменении количества проживающих, если в его квартире не установлен прибор учёта. И поэтому суд отклоняет претензию жильца и принимает решение в пользу СГРЦ. «Но, извините, он говорит о вывозе ТБО, и те дерут с него за четверых столько лет. Вы где-нибудь видели прибор учёта выхода твёрдых бытовых отходов?! Сейчас вопросом деятельности расчётного центра вплотную занялась Администрация Президента РФ и виден свет в конце туннеля», – говорит мой собеседник.

Он достаёт целую кипу постановлений о прекращении деятельности ГРЦ по России. Причём там речь шла о муниципальных, а не о коммерческих центрах. Судебные прецеденты есть в Смоленске, Твери, Омске. А в Курске власти вовсе не захотели судиться и сами приняли решение о ликвидации единого расчётно-кассового центра города.

«Моё резюме: в ряде городов суды посчитали, что навязывание потребителям требований о перечислении денег за услуги на счета расчётных центров противоречит Закону о защите конкуренции. Управляющая компания нанимает себе платёжного агента. Он собирает на свой счёт деньги и перечисляет УК. Это только сбор денег и никаких расчётов, никакой претензионно-исковой деятельности. Жильцы дома могут заключить договор непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, но включение в цепочку третьего звена всё меняет. Есть в технике такое понятие, как «паразитка». Это когда две шестерёнки, а между ними, чтобы изменить направление вращения ведущей шестерёнки на ведомую включается ещё одна шестерёночка «паразитка». Зачем городам России паразитирующие организации, которые ничего не производят, сами не оказывают услуг, а только собирают деньги?»,  – задаётся вопросом Владимир Молчанов.

Ольга БОГАТЕЕВА

Рис. Владимира НЕНАШЕВА

Наверх