№ 20 (3597) 25.05.2016  

БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ БЕЗ ЗНАКОВ ГИБДД

На  дорогах  Ставрополья появились  автоинспекторы спецвзвода  по борьбе  с хамством

В своей работе сотрудники спецвзвода будут использовать скрытое патрулирование, приборы фото- и видеофиксации, транспортные средства без специальной цветографической окраски и звуковых сигналов.

Под прикрытием

Что госавтоинспекторы имеют в виду под хамством на дорогах?

Это, в первую очередь, резкое маневрирование, проезд светофоров на запрещающий сигнал, объезд автомобильных «пробок» по встречной полосе, тонирование стёкол транспортного средства.

Сюда же представители ГИБДД относят и управление автомобилем в состоянии опьянения (хотя с прошлого года повторное пьянство за рулем уже считается преступлением, уголовной статьей), езду без государственных регистрационных знаков.

Также одна из задач нового подразделения – укрепление транспортной дисциплины среди сотрудников правоохранительных органов, силовых структур, чиновников.

— Автоинспекторы спецвзвода будут нести службу в гражданской одежде. И машины у них – без специальной цветографической окраски и звуковых сигналов. Это для того, чтобы автомобили не выделялись в транспортном потоке. Не отличались от остальных. Оставаясь незаметными, сотрудникам специализированного взвода будет легче извлекать из транспортного потока нарушителей, которые ведут себя по-хамски на дороге, представляют угрозу другим участникам движения, — рассказывает Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Ставропольского края Алексей Сафонов.

Автомобили спецвзвода — самых распространённых импортных и отечественных брендов – Форд, Хёндай, Приора, Гранта. На машинах установлены современные видеокамеры, имеющие разрешение очень высокого качества. Оборудование способно функционировать как в дневное, так и в ночное время. Основная работа спецотряда придётся на вечерние и ночные часы, на выходные и праздничные дни, когда водители-хамы проявляют себя чаще, и когда на них поступает больше жалоб.

Нарушения будут фиксироваться на видеокамеры. Дальше по мобильной радиостанции информация о нарушителе, который движется в транспортном потоке, передаётся сотрудникам обычного патрульного экипажа, парням уже в полицейской форме и на машине, окрашенной в цвета Госавтоинспекции. Такой метод в ГИБДД называют смешанным скрытым патрулированием.

Затем патрульный экипаж по переданной наводке останавливает транспортное средство нарушителя. Автоинспекторы объяснят водителю причину остановки и оформят правонарушение документально. Беседа автоинспекторов с нарушителем, во избежание недоразумений и провокаций, записывается на видеорегистраторы, которые имеются у каждого сотрудника патрульного экипажа.

Вначале был Госсовет

В марте этого года в Ярославле состоялось заседание Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения под председательством Президента страны. Проблему высокой смертности на дорогах на заседании назвали проблемой государственного масштаба. Глава государства привел шокирующую цифру погибших в ДТП за десятилетие. Она сравнима с числом жителей среднего российского города.

ЦИФРЫ

По данным Управления ГИБДД по Ставропольскому краю, 70% виновников всех аварий имеют в своем «багаже» по 10-15 и более нарушений ПДД. Из них 90% — этот грубые нарушения: выезд на встречную полосу движения, на запрещающий сигнал светофора, значительное превышение установленной скорости.

По итогам Госсовета перед Госавтоинспекцией РФ была поставлена задача создания подразделений по борьбе с хамством на дорогах, грубыми нарушениями, которые приводят к ДТП с тяжкими последствиями. Краевое управление ГИБДД подготовило соответствующее предложение. Оно было рассмотрено и одобрено руководством ГУ МВД по Ставропольскому краю. Так в крае появился спецвзвод по борьбе с хамством на дорогах. Кстати, Ставрополье – один из самых первых регионов, где после Москвы создано такое подразделение.

Не все прошли проверки

На данный момент в составе спецподразделения — 25 сотрудников ДПС. В течение месяца они проходили специализированный отбор, — психологов, тестирование на «Полиграфе», проверки по спецслужбам. По словам Алексея Сафонова, не все прошли эти проверки. Но, в основном, состав сейчас укомплектован, назначен командир взвода. Сформировано 10 экипажей ДПС. В спецвзводе не только автоинспекторы, но и сотрудники СОБРа и ОМОНа. Подразделение будет напрямую подчиняться начальнику ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

Первоначальный опыт, основные методики инспекторы спецвзвода планируют наработать в крупных городах – в Ставрополе, на КМВ. В краевом центре наиболее актуальными точками патрулирования являются перекрестки улиц Доваторцев – Шпаковская, Доваторцев – Тухачевского, Кулакова – Ленина. Там очень часто образуются пробки, и, естественно, находятся лихачи, которые очень спешат, пытаются объехать с грубым нарушением правил заторные участки. Пересекают сплошную линию разметки.

Опыт смешанного скрытого патрулирования, полученный в крупных городах Ставрополья, будет распространён по подразделения ГИБДД остальных территорий края.

Также планируется патрулирование на трассах федерального и регионального значения, где участники дорожного движения нарушают скоростной режим, совершают выезды на встречную полосу, неправомерные обгоны.

Особенность трасс Ставрополья – большое количество транзитного транспорта. Только в Пятигорск ежедневно заходит транзитом более 50 тысяч автомобилей из республик СКФО. Всем известно, что культура вождения автомобилей у южан оставляет желать лучшего (в Центральной России водители более дисциплинированы). По статистике краевой Госавтоинспекции, среди нарушителей, создающих опасные ситуации на дорогах края, очень много представителей соседних регионов СКФО.

Придется рисковать

Сотрудники нового спецподразделения будут в отличие от коллег в гражданском одеянии, но это не облегчит им службу. Не сделает менее рискованной. Без риска не обойтись. Как показывает практика, злостные нарушители часто игнорируют требования госавтоинспекторов. Продолжают движение. Сотрудникам ГИБДД приходится их преследовать. И догонять.

— Транспортные средства с повышенными динамическими свойствами позволяют нам настигать нарушителей, — констатирует главный государственный инспектор БДД края. – Хочу также напомнить, что в соответствии с порядком, установленным законом, мы можем даже применять оружие.

Алексей Сафонов представил самый свежий факт применения оружия для остановки злостного нарушителя в Петровском районе. В течение получаса водитель не реагировал на требования автоинспекторов, продолжал мчаться, тем самым угрожая жизни и здоровью других участников движения. Только после того, как нарушителю повредили колеса, он был задержан. Водитель оказался пьян. К нему теперь будут применены самые строгие меры наказания.

Главный государственный инспектор края призвал лихачей не пытаться уйти от ГИБДД. Не получится! А ответственность за правонарушение будет гораздо жестче.

Нарушают и силовики, и чиновники

По случаю начала деятельности нового спецподразделения в Управлении ГИБДД состоялась пресс-конференция, в которой, помимо главного государственного инспектора БДД Алексея Сафонова, участвовали депутат Думы Ставрополья Сергей Шевелев и член общественного совета при ГУ МВД России по Ставропольскому краю Николай Фурсов.

Сергей Шевелев признал, что хамят на дорогах не только обычные граждане. Большой процент нарушителей – это представители силовых ведомств, судов, прокуратуры, депутаты. Смогут ли сотрудники спецвзвода противостоять высокопоставленным чиновникам, нарушающим культуру поведения на дорогах?

Алексей Сафонов по этому поводу заметил, что все силовые ведомства — прокуратура, ФСБ, Следственный комитет — проинформированы о создании специализированного подразделения по борьбе с хамством. И от них получены ответы о готовности взаимодействия. Главный государственный инспектор края уверен, что все руководители названных ведомств заинтересованы в безопасности движения на дорогах и борются с нарушителями в своих рядах. Если кто-то попался, с ним разбираются очень жестко.

По мнению Алексея Сафонова, в деле повышения транспортной культуры силовиков и чиновников могут помочь совместные рейды представителей ГИДББ, общественности, средств массовой информации.

Владимир ФИЛАТОВ

Фото Виктора Нестеренко

Между тем

Как сообщил Главный государственный инспектор БДД Ставропольского края Алексей Сафонов, в Госдуме РФ уже второе чтение прошел законопроект, ужесточающий ответственность за тонирование стёкол автомобиля. Штраф должен увеличиться до 5 тысяч рублей. Это будет серьёзным барьером для любителей покататься «в темную».

Наверх