№ 20 (3597) 25.05.2016   Рекомендовано  

КАК ПОБЕДИТЬ ОЧЕРЕДИ И ХАМСТВО?

Активисты ОНФ поставили свой «диагноз» краевой медицине

Дороговизна лекарств, большие очереди к узким специалистам, некорректное отношение к пациентам – таковы самые острые проблемы регионального здравоохранения глазами рядовых ставропольцев. Комплексный «диагноз» медицине края поставили активисты Ставропольского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ), подведя итоги проведенного ими в апреле нынешнего года специального мониторинга.

Претензии пациентов

Независимый опрос ОНФ по качеству и доступности первичной медицинской помощи на Ставрополье охватил жителей Ставрополя, Невинномысска, Арзгирского и Буденновского районов края. Как выяснилось, более трети респондентов предпочитает обращаться в частные клиники. Объяснение простое: там, на взгляд опрошенных, отношение к пациентам лучше, чем в государственных медучреждениях. 12% участников анкетирования вообще занимаются самолечением. 71% волнует высокая стоимость лекарств. 69% признались в том, что дополнительно благодарили врачей деньгами и подарками. 62% указали на такую проблему, как огромные очереди к специалистам. В Буденновске, например, этот пункт отметили 95% респондентов: приема в местной поликлинике людям приходится ожидать часами! А жители Арзгирского района вынуждены только добираться до ЦРБ около двух часов. Нарекания вызывает и работа службы Скорой помощи: время ее ожидания, судя по опросу, варьируется от 15 минут до одного часа.

Практически все респонденты жалуются на отсутствие или острую нехватку талончиков к специалистам, направлений на анализы. И очень много претензий к медикам с точки зрения их отношения к пациентам.

Как отмечают члены ОНФ, в конце анкеты участники могли написать свои пожелания по «оздоровлению» отрасли. Так вот, среди наиболее выразительных и типичных были такие: «обязать медперсонал пройти курсы по межличностному общению, чтобы перестали хамить» и «уволить выпивающих на рабочем месте врачей». А в качестве профилактики взяточничества респонденты предлагают повысить докторам зарплаты.

Ответы Минздрава

Итоги опроса ОНФ стали темой обсуждения совместного круглого стола «фронтовиков» и специалистов минздрава Ставрополья.

Министр здравоохранения края Виктор Мажаров признал, что над многими озвученными проблемами необходимо работать. Но он рассказал и о достижениях в отрасли в целом.

«Я напомню, президент поставил задачу довести среднюю продолжительность жизни населения к 2018 году до 74 лет. На Ставрополье уже сейчас эта цифра – 73,36, – отметил Виктор Мажаров. – В крае также положительная динамика по снижению младенческой смертности – на 22,9% и материнской – на 47%. Существенно сократился уровень смертности при ДТП. Это сотни жизней, это результаты серьезной работы медиков Ставрополья».

По словам министра, большое внимание в нашем регионе уделяется совершенствованию помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях. Все новые методики лечения и профилактики мирового уровня применяются в региональном сосудистом центре, отлажена работа первичных сосудистых отделений, внедрена система теле-ЭКГ. Этим оборудованием оснащено, помимо районных медучреждений, большинство сельских амбулаторий и ФАПов. Кроме того, по данным пресс-службы минздрава края, по итогам 2015 года 60% высокотехнологичной медицинской помощи было получено жителями края в лечебных учреждениях Ставрополья. И если в прошлом году по ВМП работало 12 медучреждений, на сегодня их 15.

«Эти показатели говорят сами за себя, так что утверждать, что медицина плохо работает, – неправильно, – продолжил Виктор Мажаров.  – Да, есть недоработки, есть случаи неэтичного поведения медработников… В крае около 50 тысяч медиков, и, к сожалению, есть среди них те, кто позорят честь нашего белого мундира. Мы с этим боремся».

По мнению министра, проблемы, в основном, касаются нехватки оборудования и специалистов. В 90‑е годы прошлого века произошло вымывание врачебных кадров из отрасли. Этот дефицит не восполнен до сих пор. «Однако в крае третий год идет положительная динамика прироста кадров,  – подчеркнул Виктор Мажаров.  – Конечно, хотелось бы сделать это быстрее, но чтобы подготовить хорошего врача, нужно как минимум 9–12 лет».

Тем не менее, пласт проблем, вскрывшийся в результате мониторинга ОНФ, предстоит решать, как заверили участники круглого стола, совместными усилиями: и «фронтовиков», и самих медиков. И на этом активисты ОНФ не намерены останавливаться – ситуацию в здравоохранении края будут отслеживать и впредь.

«Мы планируем продолжить мониторинг. Это только начало большой работы», – прокомментировала происходящее представитель регионального штаба ОНФ Валентина Муравьева.

 

Подготовила Елена НЕВИНСКАЯ

Фото Виктора Нестеренко

Кстати

В какой набат бить?

Участники анкетирования ОНФ отметили еще одну проблему в краевом здравоохранении – «отфутболивание» пациентов. О весьма распространенном явлении на своем примере рассказала пациентка поликлиники № 2 г. Ставрополя Светлана Лубенченко. Женщину направили на прием к гастроэнтерологу в краевой клинический диагностический центр. Однако там анализы, необходимые для постановки диагноза, вновь отправили делать… в поликлинике по месту жительства.

«Ладно я – живу в Ставрополе и могу вернуться в поликлинику, потом обратно. А мои подруги, которые живут в селах, вынуждены туда-сюда ездить, отдавать по 600 руб. за дорогу и еще несколько тысяч за эти анализы в своих поликлиниках, потому что там нет бесплатных талончиков», – отметила Светлана.

О подобной ситуации поведала «СГВ» и наша читательница, Елена Попова. Она обратилась в редакцию с настоящей мольбой о помощи. По словам Елены, ее сестру – пятигорчанку Наталью – направили в краевой онкодиспансер на обследование и лечение. Три раза Наталье брали костный мозг из грудной клетки и один раз из тазовой кости. Однако провести собственно анализы никак не получалось, якобы за время, пока образцы находились в пути, они высыхали (почему-то направляли их аж в Москву!). За два месяца Наталье так и не поставили диагноз, ей становилось все хуже и хуже. Женщину выписали из онкодиспансера, потом вновь направили туда – снова для сдачи анализов. «Но где гарантия, что анализ будет сделан? Выдержит ли моя сестра 200 км пути в рейсовом автобусе? А самое главное – доживет ли она до того, как установят диагноз?!» – в отчаянии спрашивала нас Елена.

Редакция обратилась к руководителю краевого онкодиспансера с просьбой разобраться в ситуации и оказать содействие в решении проблемы. Сама Елена тоже проявила недюжинную активность, направив жалобы в краевой минздрав и одну из политических партий. К счастью, в конкретном случае общими усилиями удалось помочь. Вот что на днях написала нам Елена Попова: «Уважаемая редакция! Огромное человеческое спасибо вам, что не оставили без внимания мою просьбу о помощи. Моя сестра по квоте, выделенной министерством здравоохранения края, с 6 мая находится на лечении в ФГБУ Гематологическом научном центре МЗ РФ г. Москвы. Большое вам спасибо за участие в судьбе моей сестры. Радует, что люди вашей профессии работают не только ради резонансного сюжета, но и ради спасения человеческой жизни. Дай бог здоровья вам и всем вашим близким».

Аналогичных историй, увы, много. Что же делать, если вы не удовлетворены услугами медучреждения или оказались в вопиющей ситуации равнодушия со стороны медперсонала?

  • Главное – не опускайте руки, боритесь за свои права. Сегодня достаточно много организаций, которые обязаны вам помочь или, как минимум, оказать опосредованное содействие. Чем в большее количество «дверей» вы постучитесь, чем громче будет этот «стук», тем выше шансы на благополучный исход.
  • Помните, что самый первый шаг – обращение к непосредственному руководителю ЛПУ. Как показывает практика, большинство вопросов снимается уже на этом этапе.
  • Если ваша претензия осталась неудовлетворенной на уровне руководства медучреждения, следующий шаг – жалоба в региональное министерство здравоохранения. Оно уполномочено осуществлять ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
  • Минздрав края, как правило, принимает оперативные меры по всем жалобам. Но если вы посчитаете, что и этого в вашей ситуации недостаточно, направляйте обращение в Территориальный орган Росздравнадзора. Здесь следят за обеспечением законных прав граждан на качественную и доступную медицинскую помощь.
  • Есть еще один путь – обращение в страховую компанию, которая выдала вам полис обязательного медицинского страхования.
  • Контакты всех учреждений, в которые можно обратиться с жалобой, должны быть в любом медучреждении – на плакатах, информационных стендах, в свободном доступе.

 

Между тем

Ситуацию в здравоохранении края затронул губернатор Ставрополья Владимир Владимиров в своем ежегодном выступлении перед краевой Думой. Он отметил, что в 2015 г. этой отрасли была адресована почти пятая часть краевого бюджета. Для развития учреждений здравоохранения в селах в прошлом году впервые была запущена собственная краевая программа ремонта ЛПУ. «Мы будем принимать все меры для ее сохранения, несмотря на напряженный бюджет», – подчеркнул глава региона.

Коснулся Владимиров и темы доступности лекарств, вспомнив ситуацию с ажиотажным спросом на противогриппозные препараты этой зимой. Тогда, например, в Кисловодске цены в некоторых аптеках были в разы выше, чем в государственных аптеках Ставрополя. «Мы должны дать ответ бессовестным спекулянтам и защитить здоровье и кошельки людей. Я требую от краевого Минздрава разработать норматив обеспеченности государственными аптеками. И добиться того, чтобы государственная аптечная сеть в подавляющем большинстве территорий края могла сбалансировать ценовой «климат». Могла дать людям разумную и доступную альтернативу», – сказал губернатор.

Наверх