№ 20 (3597) 25.05.2016  

В ОДНО КАСАНИЕ

В малом выставочном зале Ессентукского историко-краеведческого музея им. Шпаковского — совместная выставка ставропольских художниц Елены Серовой и Катерины Чёрной. Название заманчивое: «В одно касание. Коты. Птицы. Рыбы».

Стильный подход

Катерина Чёрная, художник

Катерина Чёрная, художник

Катерина – дизайнер, творит в тонкой технике японской живописи на рисовой бумаге. Елена – живописец, но в экспозиции работы совсем в другой технике. Монотипии – оттиски со стекла. «Нахлынуло что-то, потребность такая появилась. Может, от живописи хотела отдохнуть? – улыбается Серова. – Монотипии делала и прежде, но вот тематика – рыбы, коты, птицы, впервые. Образы такие «рисовабельные», я с таким удовольствием их стилизую!».

Отдохнуть как раз и не получилось. Захлестнуло неожиданно: так притягательна оказалась сила неизвестности: каким будет оттиск, что получится? Елена сначала наносит краски на стекло, пишет маслом. А после прикладывает к «картине» обычную хлопчатобумажную ткань, чаще бязь. Получается и второй отпечаток – на бумаге. И оба – совершенно разные. Иногда Серова «дорабатывает» оттиски акриловыми красками на ткани и цветными карандашами на бумаге.

В честь Васьки

Васька усталГерои работ – коты-рыбы-птицы – как в русской традиции выполнены. Где красно-белая вышивка узнаваема, где – словно гжель цветная. Возрождённый из пепла Феникс, рыбка – как символ достатка, да Кот-Котофеич, персонаж известный.

— Дома всегда были животные, — делится Лена Серова. – Кот Васька – любимец. Доброе отношение к кошачьей братии  и в традициях прослеживается – первым в новый дом кого пускали? Кота.

В музее говорят, что в работах Серовой явно видна «русскость». Сама Елена не спорит: где-то на генном уровне томилось и вот… вылилось. Вместо натюрмортов и пейзажей – «Птицы счастья», кружева да вышивки. Не из ниток, красками сотканы. Обереги-монотипии. Такого сочетания на Северном Кавказе точно ещё не видели.

рисункиРядом с русскими мотивами – японский взмах тонкой кисти. Точные мазки по рисовой бумаге Катерины Чёрной. Почему работы в столь разных техниках вместе? Авторы объясняют: они выполнены «В одно касание». Оттиск монотипии и движение кисти. Катерина раз провела и не трогает этот мазок. Он живёт своей жизнью. Объединяющими стали и образы. На работах Чёрной они округло-выпуклые, с живыми тёплыми боками. Как в чёрно-белом режиме получаются такие сочные, объёмные  портреты котов, птиц и рыб? Секрет «японского касания» Катя Чёрная откроет на мастер-классе в музее. Желающих постичь тайны мазка тонкой кисти здесь ждут 27 мая.

Ирина ДОБРОНРАВОВА

Наверх