№ 22 (3599) 08.06.2016  

КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СТРАНЫ

Как не утратить историю?

Дни казаков-некрасовцев, свято исповедующих православное старообрядчество и хранящих древнерусский уклад жизни, прошли в Москве.

Почему это событие стало таким примечательным и кто такие казаки-некрасовцы? В 2001 году ЮНЕСКО был составлен список «Шедевров устного и нематериального культурного наследия», с помощью которого планировалось привлечь внимание к данному наследию и усилить его охрану. Россия в этом списке значится двумя пунктами: культурным пространством и устным творчеством семейских староверов Забайкалья и якутским героическим эпосом «Олонхо». Однако это далеко не все, что может показать миру Россия. Не меньшую ценность, по мнению фольклористов и многих историков, представляют казаки-некрасовцы.

Жители Османской империи

Некрасовцы являются потомками донских казаков, крепостных крестьян, работных людей, раскольников. Их предки 250 лет тому назад покинули Русь в связи с утратой Доном самостоятельности, а царю служить они не желали…

Булавинское движение возникло на Дону в 1707 году в ответ на действия Петра I, решившего покончить с вольницей. Стремясь лишить донское казачество самостоятельности, царь отправил князя Юрия Долгорукого вместе с его карательным отрядом для сыска и высылки на Русь беглых из верховий Дона. Жестокость и бесчинства не могли продолжаться долго на земле свободолюбивого народа. И в ночь с 8 на 9 октября 1707 года казаки, под предводительством Кондрата Булавина, убили самого Долгорукова и часть его людей. Так и началось Булавинское восстание, закончившееся год спустя десятками тысяч жертв. Часть казаков пошла за атаманом Игнатом Некрасовым в район Переволочны (между Доном и Волгой). А позже и вовсе перешли на сторону Османской империи.

Долгие годы казаки жили на территории нынешней Турции обособленным кланом, сохраняя свои обычаи и исконную культуру. Их жизнь регламентировалась своеобразным кодексом законов, которые были записаны в «Игнатовской книге». Среди них были и такие, которые изначально ограждали народ от воздействия внешней культуры. Например, второй пункт Книги гласил: «С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены». Был и такой навет: «Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому». Отклонение от правил каралось строго: «Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть». Между прочим, от крайней меры наказания не был застрахован никто, даже атаман. Заветы соблюдались неукоснительно, и общество не только не поддалось трансформации, но и процветало, сохраняя свою самобытность.

Почти полвека назад из Турции в Россию вернулись 215 живших там семей  общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в поселках Кумская Долина и Новокумский  Левокумского района Ставропольского края.

Грандиозный проект

— Очень трудно переоценить роль некрасовцев, как исторического культурного феномена России. Их уникальные народно-певческие традиции — это настоящий кладезь устного и нематериального наследия, — подчеркнула на пресс-конференции, посвященной Дням казаков-некрасовцев в Москве, директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зоя Белая. — Современные процессы, приводящие к стремительным изменениям во всех сферах нашей жизни, представляют риск полной потери этой культуры. И наша задача — приложить все усилия, чтобы этого не допустить.

Подготовка комплексного проекта велась Ставропольским краевым музеем изобразительных искусств совместно с Государственным республиканским центром фольклора в течение целого года! Сам проект был направлен на дальнейшую работу по сохранению нематериального культурного наследия казаков-некрасовцев Левокумского района. И, по мнению организаторов, задумка удалась.

— Пятидневная программа проходила на пяти различных площадках Москвы и включала в себя выставки, творческие встречи, концерты, показы кинофильмов, — продолжила Зоя Александровна. — В мероприятиях участвовали ученые, исследователи, собиратели, фотографы, операторы, которые, начиная с 60-х годов прошлого века, работали с казаками-некрасовцами как в Москве, так и на Ставрополье. Были привлечены исполнители некрасовских песен, авторы многочисленных публикаций о некрасовцах, многие из них встречались, как старые друзья. Без ложной скромности можно сказать, что гости и участники были очарованы и поражены нашими главными героями. Несмотря на то, что все они были преклонного возраста, их энергия и жизнелюбие заряжали настроем всех присутствующих.

Вера важнее всего

Группа казаков-некрасовцев состояла из десяти человек, проживающих в поселках Новокумском и Кумской Долине, в их числе находился настоятель старообрядческого храма поселка Кумская Долина Евлампий Бандеровский. Все они — настоящие носители церковных, обрядовых и песенных традиций, родившиеся в Турции в селе Коджагёль, откуда более 50 лет назад вернулись в Россию в детском и подростковом возрасте. Непросто было пожилым людям решиться на такую трудную поездку, поэтому московские кураторы проекта ещё в  конце апреля побывали в Левокумском  районе, где встретились с каждым индивидуально, обсуждая план пребывания в Москве, встречи со зрителями и их содержание. В праздничных мероприятиях в столице нашей родины приняли участие московские коллективы и исполнители. Среди высоких гостей был Высокопреосвященнейший Корнилий, старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси.

— Сложно передать словами, насколько значимым было это событие для самих некрасовцев, — заметила Зоя Белая. – Они не только щедро делились своими знаниями и умениями, им было очень дорого проявленное внимание. Но наибольшей радостью для наших казаков стала встреча с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Корнилием. Дело в том, что  вера, Бог и церковь играют в их жизни и культуре ключевую роль. Даже сами они говорят, что продолжение их традиций невозможно без этих аспектов. И общение с главой старообрядческой церкви России для этих людей стало особенным событием в их жизни.

Не дать исчезнуть

дни-казаков«Дни казаков-некрасовцев в Москве» прошли в атмосфере непринужденного общения и некого единения носителей нематериального культурного наследия с именитыми учеными. Это был не просто фестиваль, посвященный уникальной этнографической группе русского народа, сохранившей в живом бытовании традиционную народную культуру казаков Дона XVII — начала XVIII веков. Как отметили исследователи, мероприятие стало именно историческим для сохранения культурных ценностей нашей страны. Однако вопрос, что необходимо сделать, чтобы уникальная культура казаков-некрасовцев не только все чаще становилась объектом научных исследований, но и продолжала развиваться,  остался открытым. Уже много лет специалисты говорят о включении культуры казаков-некрасовцев в список ЮНЕСКО. Но для этого надо провести огромную работу. Как считают эксперты, для этого нужна долгосрочная комплексная программа, объединяющая усилия и финансовые средства структур муниципального, краевого и федерального уровня.

— Серьёзная проблема для изучения наследия некрасовцев в том, что методики и координационные планы работы отсутствуют, достаточных средств для популяризации культуры нет, а концепция, которая включала бы работу ученых, центра фольклора и учреждений культуры, не разработана, — подчеркнула Зоя Белая. — Однако мы приложим все возможные усилия, чтобы не допустить исчезновения такого огромного пласта нашей культуры.

Ольга ШИЛОВА

Фото Виктора Нестеренко

Наверх