№ 23 (3600) 15.06.2016   Рекомендовано  

КРЫМСКИЙ МОСТ: МЕЧТА ПОКОЛЕНИЙ

Россияне с нетерпением ждут завершения грандиозного строительства

Этот проект знает вся страна. Мост через Керченский пролив станет символом возращения Крыма на Родину. Он жизненно необходим Крымскому федеральному округу. Мост не только улучшит транспортную доступность полуострова, но и обеспечит его всеми необходимыми коммуникациями. Кроме того, он позволит снизить цены на товары, идущие из материковой России.

Мост через Керченский пролив ждут не только крымчане. Например, жители Ставропольского края с нетерпением ожидают, когда поездки на крымские курорты не будут зависеть от расписания паромов и погодных условий. И здесь нужно четко осознавать, что мост «работает» на рост туристической индустрии двух берегов! Положительно повлияв на деловую активность юга России, он автоматически повысит инвестиционную привлекательность в том числе и соседнего курортного региона Кавминвод.

Трамплин из Европы в Азию

Если посмотреть на карту, то Крымский полуостров выглядит как прекрасный «трамплин» из Европы в Азию. Впервые эта мысль пришла в голову англичанам. В конце XIX – начале XX века они сумели проложить между Крымом и Кавказом по дну Керченского пролива телефонный провод для надежной связи метрополии с ее самой ценной колонией – Индией. Но если можно проложить кабель, то почему нельзя построить самый короткий железнодорожный путь, соединивший бы Великобританию с Индией? И вот в 1901 году английское правительство рассмотрело проект строительства железнодорожной магистрали беспримерной протяженности: от Лондона до Дели. Но этот проект в виде чертежей и докладных записок лег под сукно.

Идея построить мост через Керченский пролив приходила ко многим. Ею заинтересовался в 1903 году царь Николай II. По его заданию теперь проект моста разработали лучшие российские инженеры, но он тоже не был реализован. Мечтал о мосте через Керченский пролив и Иосиф Сталин. На этот раз одновременно с мостом хотели реконструировать и примыкающие к нему железные дороги. 3 ноября 1944 г. по мосту прошел первый поезд от станции Крым до станции Кавказ. Но уже в декабре шторм и ледяной ветер уничтожил все усилия инженеров.

Стройка века

Мечта поколений стала воплощаться в реальность в XXI веке. К проектированию транспортного перехода привлечены высококвалифицированные специалисты. Всего было рассмотрено 74 варианта проекта моста через Керченский пролив. К началу 2015-го года детально проработанная концепция была одобрена. После чего российское правительство издало распоряжение об определении единственного подрядчика для проектирования и строительства моста. В феврале 2015 г. Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора подписало государственный контракт с ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ», тот, в свою очередь, заключил контракт с ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт- Петербург». И стройка стартовала!

Сегодня строительство ведется одновременно на восьми площадках, на них работают более двух тысяч человек.

Согласно проекту, Крымский мост станет самым протяженным в России – 19 километров. Он будет состоять из двух параллельно расположенных мостов. Это общее сооружение под автомобильное и железнодорожное движение. Между мостами незначительное расстояние в 50 метров. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и острову Тузла. Затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег.

Кстати

На всех 19-ти километрах мост будет идти сплошной эстакадой, то есть он нигде не спускается на землю. Расчетная скорость движе­ния для автомобилей и пассажирских поездов до 120 км/ч, грузовых поездов — 80 км/ч. Автотрасса будет состоять из 4-х полос с пропускной способностью до 40 тысяч автомобилей за сутки. Железная дорога из двух путей будет способна принять до 47 пар поездов за 24 часа.

Как сказал министр транспорта России Максим Соколов: «Это одно из самых сложных инженерных сооружений, когда-либо реализованных в нашей стране. Дно Керченского пролива очень илистое. Илы уходят на глубину 60—70 метров».

По всему фронту работ погружаются три типа свай. С Таманской стороны грунт не самый сложный, прочные слои здесь залегают не глубоко, поэтому сваи уходят на глубину 45 метров. На этом участке используют буронабивные сваи, очень популярные в мостостроении. На Керченской стороне грунт еще проще, там сваи забивают на глубину до 18 метров и используют призматические. Самая сложная работа ведется в акватории пролива и на острове Тузла. Из-за ила сваи погружают на глубину до 94‑х метров – это примерно высота 30-ти этажного здания! Для этого используют трубчатые сваи.

Нюансы сложнейшей работы специально для нашего медиахолдинга подробно рассказал руководитель таманского представительства ФКУ Упрдор «Тамань» Луарсаб Цыбулькин (на фото). Интервью с ним мы записали непосредственно на объекте. Как оказалось, сваи вбивают не только вертикально, но и под наклоном, чтобы мост выдерживал максимальные нагрузки по сейсмике. Все расчеты по проекту сделаны с запасом. Сейсмоактивность в районе, по подсчетам специалистов, составляет 8 баллов, проект же ориентирован на 9 баллов.

На сухопутных и морских участках уже погрузили более 1000 свай. Тысячной стала призматическая свая в фундаменте опоры железной дороги на керченской стороне. В целом строителям предстоит забить более 7000 свай.

На таманском берегу начался важный этап строительства – монтаж пролетов. Рабочие уже приступили к сборке и монтажу первого пролетного строения на опоры автодорожного моста. Всего их будет 287 для автомобильной и 306 для железной дорог.

В режиме нон-стоп

IMG_2237-1

Луарсаб Цибулькин

«На каждом из участков стройки за мостоотрядами закреплен определенный фронт работ. Завершив сооружение опор, практически тут же отряд приступает к монтажу пролетов на эти опоры. Такая схема организации работ обеспечивает высокий и фактически непрерывный темп строительства: мост «растет» не от берега к берегу, а, по сути, из земли или из воды – вверх», – рассказал Луарсаб Дмитриевич.

Сейчас ведется монтаж пролетов автодорожного моста на сухопутных участках – в районе озера и косы Тузла. В ближайшие дни строители начнут аналогичные работы на острове Тузла.

«Пролет автодорожного моста – от опоры до опоры – это четыре главные балки, соединенные поперечными балками, консолями, другими горизонтальными связями, а также домкратные балки непосредственно между опорами и пролетным строением. Общий вес такой конструкции – около 160 тонн, – рассказал Олег Роменский, главный инженер мостоотряда, монтирующего первый пролет. – Когда пролетное строение будет полностью собрано на временных опорах, останется только опустить его на опоры моста».

Первые поставки металлоконструкций для пролетов моста начались в мае. На объект уже пришли балки общим весом более 800 тонн. В течение этого лета на стройку придет более 12 тысяч тонн металлоконструкций для пролетов. А в общей сложности на сооружение пролетов Крымского моста пойдет около 250 тысяч тонн металла. Поставки распределены по времени так, чтобы конструкции приходили с заводов и тут же – без длительного складирования – могли быть собраны и смонтированы на свое место.

Крымский мост

Так будет выглядеть Крымский мост после завершения всех работ

Позаботились и о судах, курсирующих по проливу. Для их пропуска предусмотрен широкий коридор – арка высотой 35 и длиной 227 метров. На создание этой части моста, по расчетам проектировщиков, уйдет более 10 тысяч тонн металла. Судоходный пролет – самый протяженный и наиболее сложный элемент в проекте моста через Керченский пролив. В ближайшие дни арку начнут собирать на керченском берегу, уже поступают необходимые металлоконструкции. Для сборки масштабной конструкции создана специальная технологическая площадка, которая впоследствии станет частью основного сооружения. «То есть сама арка собирается, потом готовой конструкцией по выкаточному пирсу будет спускаться на плавсредства, а затем монтироваться в фарватерный пролет», – уточнил Луарсаб Цыбулькин.

Полностью открыть движение автотранспорта планируют в 2018 году, а первый поезд через Керченский пролив проедет в 2019-м. В нашей стране за столь короткий период такие грандиозные сооружения еще не строили.

Керчь-Тамань-Ставрополь

Елена СОЛОВЬЕВА

Фото автора

 

Между тем

Отголоски прошлого

Перед началом стройки по всему периметру, на суше и в акватории, работали саперы. Им удалось разминировать более 700 взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны и 14 фугасных авиабомб.

Как сообщил начальник отдела инженерных изысканий ООО «ИТЦ специальных работ и экспертиз» Михаил Максимов, встречались как 200-килограммовые авиабомбы, так и мелкие снаряды и мины. И это неудивительно, ведь Керченский и Таманский полуострова – зона интенсивных боев в годы ВОВ. На захват этих территорий были направлены серьезные силы. Таманский полуостров был частью «Голубой линии» – системы укреплений, возведенной фашистами. Вернуть территории советским войскам удалось в ходе ожесточенных сражений.

На смену саперам пришли археологи. Во время раскопок были найдены сотни предметов, возраст которых насчитывает более тысячи лет. Если бы не проект моста в Крым, многие уникальные памятники археологии еще не скоро были бы открыты для науки. Чтобы находки хранились как можно ближе к месту, на котором были найдены, их отправили в фонды Таманского музейного комплекса. Археологи пополнили коллекцию музея керамическими кувшинами, чашами античного и средневекового времен.

«С появлением моста в Крым туристов в этом регионе станет в разы больше. Люди будут приходить в таманский музей и знакомиться с богатейшим прошлым этого края», – рассказал завкафедрой археологии Южного Федерального университета Алексей Кияшко.

Кстати, в марте этого года президент Владимир Путин предложил создать отдельный музей артефактов с территории Крымского моста. Его планируют открыть в Керчи.

Наверх