№ 26 (3603) 06.07.2016  

ТРЕЗВО ЗА БАРАНКУ ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР!

Как хмельные водители теперь воспитываются законом?

Первую годовщину отметила новая статья Уголовного кодекса РФ — 264.1, озаглавленная «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». А ведь до начала июля 2015 года закон лишь журил тех, кто повторно садился за руль в состоянии алкогольного опьянения, грозя им пальчиком административного наказания.

Понять и простить

Недавно моя знакомая рассталась со своим любимым. Автомобилем. Небольшая южнокорейская Дэу Матиз стала жертвой пьяного водителя. Когда девушка подъезжала к работе, в багажник ее легковушки со всей дури врезался внедорожник. Маленькую машинку подбросило вперед, и она влетела в бордюр. Сама владелица микролитражки лишь чудом не получила серьезные травмы, но, понятно, была шокирована произошедшим: оглушительный скрежет разрываемого металла, мощная физическая встряска всего организма, искры в глазах от удара о лобовое стекло. Когда она с трудом выбралась из того, что минуту назад являлось транспортным средством, то увидела вывалившегося из авто-обидчика мужчину. Он с трудом встал на ноги, встряхнул головой и попытался «навести резкость», вглядываясь в содеянное.

Из путаных объяснений горе-водилы следовало, что тот до пяти утра зависал в ночном клубе и очень устал, потому, дескать, «не сориентировался». А вообще по его глубокому убеждению вызывать полицию никак нельзя, поскольку он трудится шофером в такой-то организации, это его основной заработок, которым кормит семью – жену и двоих детишек. Заключая все выше им сказанное, надо войти в положение, понять и простить. Вероятно, ночные алкогольные возлияния были весьма обильными, потому как пьяница даже не заметил, что все это рассказывал пострадавшей, облаченной в полицейскую форму.

Механика преступления

По словам исполняющего обязанности начальника отдела организации дознания ГУ МВД России по Ставропольскому краю майора полиции Александра Жуляева, новая статья УК РФ — 264.1 для тех, кто раньше уже подвергался «административке» за пьяное вождение автомобиля, трамвая либо другого механического транспортного средства или не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Сюда же относятся и судимые за совершение преступления, предусмотренного частями 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД с причинением тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть одного, двух или более лиц).

Причем (интересный нюанс), уголовная ответственность наступает и для того, кто впервые был освидетельствован до первого июля 2015-го, а в другой раз — попался уже после. Кроме того, надо расшифровать, что же в нашем повествовании трактуется как механическое транспортное средство? Это автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадроциклы, мопеды и иные транспортные средства, на управление которых в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. А также трактора, самоходные дорожно-строительные и другие самоходные машины.

Штраф, часы и срок

Как же хмельные рулевые теперь воспитываются законом? Новая статья 264.1 УК РФ предусматривает штраф от 200 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. Впрочем, в зависимости от обстоятельств, виновника могут не штрафовать, а заставить обязательно работать до 480 часов и тоже лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Но и это еще не все – при самом серьезном раскладе повторно управляющему механическим средством в состоянии опьянения грозит лишение свободы до двух лет (и, заметьте, тут также все актуально про должности и деятельность, сказанное в предыдущем предложении).

Александр Жуляев обращает внимание на то, что в новой статье сказано «в состоянии опьянения» и не сделан акцент на слово «алкогольное». Почему?

— В УК РФ под опьянением понимается употребление лицом веществ, определяемых наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством РФ об административных правонарушениях – 0,3 промилле, — объясняет майор. – Но не только. Если в организме человека имеются наркотические средства или психотропные вещества, это тоже опьянение. А еще, согласно нормам статьи 264.1 УК РФ, к опьянению, по сути, приравнивается отказ водителя от требования уполномоченного должностного лица пройти медицинское освидетельствование на предмет трезвости.

По барабану

Ну, вроде бы с июля прошлого года шутить с  повторным вождением в состоянии опьянения не стоит, все-таки статья-то уголовная. И тут без разницы, что заработал нарушитель — штраф или отсидку в колонии. По любому, на его биографии теперь пятно осужденного. Может, это вмиг испугало любителей нетрезвой езды или хотя бы заставило немного поразмыслить? К сожалению, сравнить пока не с чем. Вот когда наступит вторая годовщина действия статьи, то будет что анализировать.

А пока просто сухие цифры. Хотя какие же они сухие?! Они эмоционально возвещают о том, что на Ставрополье пьяным водилам пофиг, какая там статья появилась. Представьте, за прошедший год со дня вступления в действие уголовного наказания зарегистрированы 1085 преступлений! И это только в крае, а в стране?! Из этой ставропольской тысячи с хвостиком в суд направлено 908 обвинительных заключений, а 177 сейчас еще остаются в производстве территориальных органов дознания МВД России по СК.

Скажу очень важную вещь – за прошедший год судами рассмотрено свыше 600 уголовных дел, возбужденных по статье 264.1 УК РФ, и все фигуранты привлечены к ответственности. Чаще всего их штрафуют и отправляют на исправительные работы. Однако есть осужденные и на реальные сроки. Так, в Арзгирском районе одного гражданина по совокупности приговоров лишили свободы на десять месяцев, а в Буденновске «повторный» пьяный отбывает восемь месяцев в колонии-поселении.

Уверенность и амнезия

Когда Александр Жуляев как дознаватель интересуется у подозреваемых мотивами их управления в нетрезвом состоянии, они называют всего несколько причин. Самые распространенные такие. Хотел проехать незначительное расстояние, дабы перегнать машину с одного места на другое. Или – отвезти знакомого, проживающего поблизости. Либо думал по-быстрому сгонять за добавкой в магазин. Примечательно, что абсолютно все надеялись на то, что их не притормозят сотрудники госавтоинспекции. И, конечно же, каждый был уверен, будто контролирует собственные действия, не подозревая, что может попасть в ДТП или не дай бог, еще куда хуже. Об уголовной ответственности знали, слышали. Но все же надеялись и были уверены. Причем, до такой степени, что буквально выползали из машины, когда их останавливали стражи дорог или обретали глухую амнезию. В последнем случае была замечена дама из Георгиевского района. У нее уже была «административка», затем на нее завели уголовное дело за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения по статье 264.1 УК РФ. Но не прошло недели с этого знаменательного события, как она снова «датой» села за руль. И это в то время, когда шло расследование!

И все же, по твердому убеждению Александра Жуляева, статья о «Нарушении правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», действительно работает. Она была призвана остановить вал пьяных преступлений на дорогах и, похоже, с этой целью справляется. Пусть медленно, постепенно, но справляется. Достаточно сказать, что из более чем 600 осужденных дурному примеру автоледи из Георгиевского района последовали лишь двое мужчин. Остальные, выходит, задумались?

Игорь ИЛЬИНОВ

КСТАТИ

Больше всего игнорируют статью 264.1 УК РФ в Ставрополе (107 выявленных преступлений). На втором месте – Буденновский район (84), на третьем – Невинномысск (64). В четверку «лидеров» входит также Изобильненский район (55). Любопытно, что лишь с января нынешнего года по настоящее время в крае зарегистрировано 529 преступлений этой направленности.

 

Наверх