№ 29 (3606) 27.07.2016  

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРЕТЬЕМУ БЕРЕГУ

Сквозь метели и штормы мирской суеты,

Среди жизненных будней, затерянных где-то,

Пусть по тонкому льду неокрепшей мечты

Третий берег реки приведёт тебя в лето.

Это строки из стихотворения художницы Елены  Платоновой стали для общественного объединения художников программой. Не просто жить и творить, а  получать от этого  удовлетворение – вот их творческое кредо. Известно,   сообщества создаются легко, но так же  быстро  и распадаются. Этому  —  уже  около девяти лет, и их  выставка в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств –  вторая по счету.

Техника свободы 

41 А люди  собрались разные. Кто-то занимается живописью, кто-то скульптурой, кто-то рисует традиционно, а кто-то – создает монотипии. К слову сказать, это уникальная нетиражная техника, которую еще называют техникой свободы и Божественного вмешательства – попросту говоря, в одно касание, когда художественное произведение создается в один прием без возможности поправок. Нечто подобное мне довелось увидеть во время проведения руководителем объединения, членом Творческого Союза художников России, членом ассоциации художников и народных мастеров СК «Арт» С. Дмитриевой «творческой мастерской» со студентами — будущими дизайнерами. Как выяснилось, Светлана с удовольствием экспериментирует в  технике «энкаустики», которое зародилось в древней Греции (дословно — это искусство выжигания, когда связующим веществом красок  становится воск).

В музейном зале царил деловой шум.  В центре стоял стол,  а Светлана   Вениаминовна ловко орудовала… утюгом по бумаге. Сначала   цветными восковыми мелками она наносила на горячую поверхность, казалось бы, бесформенные пятна и мазки, а затем проводила   «испачканным»  бытовым прибором  по бумаге. Наносила другие краски, и снова –  всей поверхностью раскаленного утюга (либо, прикасаясь к бумаге самым его краешком)  рисовала … прекрасный горный пейзаж. Когда «сеанс мистики» закончился,  один за другим  подходили студенты, каждый набрасывал на горячую поверхность свою порцию красок – водил утюгом вертикально или горизонтально, закруглял, остро  вытачивал что-то тонким концом. Словом, творил. И выходило – то разбушевавшееся   синее море, то обожженная горячим солнцем степь,  то замершая под  солнцем снежная равнина. Курился дымок над столом, зрители горячо подсказывали – теперь так сделай,  попробуй иначе. «Слабаки» приникали к настежь открытому окну – надышаться свежим воздухом —  и снова хватались за утюг — заканчивать не хотелось.   В новой технике с азартом  стали пробовать себя и работники  музея.   А мы со Светланой Дмитриевой, пользуясь случаем, не спеша прошлись по трем залам  выставки.

IMGP3007Она-то и пояснила, что «Третий берег реки» — это творческое объединение,  которое в 2008 году объединило преподавателей кафедры дизайна института управления им. О.Казначеева «для поддержания творческого профессионального потенциала». Нет уже этого института, люди работают в разных местах, а объединение живет, организует выезды на пленэр, делает экспозиции.

Чистой свежей нотой открывают выставку   живописные работы самой  С. Дмитриевой – портреты людей, создающих кукол: бесхитростный В.Орлов,  слегка задумчивая Л.Дорош, от души улыбающаяся   «Кукольница» в  народном наряде, а рядом куклы, которые (как памятный знак?) похожи на своих авторов. В другом углу  экспозиции иная по настроению  работа С. Дмитриевой: «Странник» – живописная фигура на коне, уже проскакавшая  сквозь время и страны, остановилась в задумчивости. Что дальше?..  В  другом зале   абсолютно новая для автора техника обжига по плитке, стеклоплавление.  «Алконост. Птица ночи», натюрморты – «Вино из одуванчиков»,  «Встреча»… Здесь основное внимание уделено форме, переливам оттенков. Богатство содержания, разнообразие техник, полет фантазии – для всего этого необходимо терпение и, конечно же, время. Для меня так и осталось загадкой, как Светлана находит его для работы и творчества. Как умудряется вот уже много лет оставаться  не просто организатором,  но душой   объединения художников.

Тринадцать талантов

1Творчество тринадцати авторов на новой выставке поражает разнообразием.

…Когда в Россию прибыл верховный лама России, к нему сразу направился художник Иван Ковалев. Со времени работы в Калмыкии он увлечен духом и техникой  письма на ткани —  икон «танка». На  написание  буддийских святых требуется особое благословение. По преданиям (и опыту) без этого не идёт работа, мастера поражают болезни и жизненные несчастья.  А Иван Григорьевич не успел войти, как был благословлен духовным лицом на благое дело.

Трудно не остановиться у «Антивандальных»  композиций Михаила Королевского. «В списках не значится» – среди  мозаики крестов металлической инсталляции отсутствует один.  Вместо него – крестообразное зеркальное отверстие, которое  отражает изображение каждого подошедшего, как бы невольно вовлекая в глубину замысла.

Ирина Коваленко работает в редкой технике монотипии, когда изображение создается на идеально гладкой поверхности металлической доски кистью или тряпочками с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.    Шесть портретов на черном фоне. Лица  будто   прорываются на свет из темноты. Портрет «Сумерки» – как бы  увиденный через  прорезь: ярко высвечиваются глаза – пытливые, целеустремленные, чуть насмешливые. Слегка улыбающаяся «Наташа». Очаровательный «Портрет молодой женщины» – с взволнованным,  тревожным взглядом, словно  застали ее в разгар сильных душевных переживаний.  Живой, бесхитростный «Женя». Разные и в то же время объединенные общим настроем люди смотрятся как портрет целого  поколения с  неодинаковыми чувствами, но единым настроем.

А вот нечто совсем другое:  Диптих. «Деревня Горушка. Старые фотографии». Нет самих фотографий – есть, скорее,  представление о них. Здесь — история страны, выраженная в личных судьбах, какими видят её мужчина и женщина.  Они статично застыли перед художником, но в глазах печаль, они видят все, что осталось на фотографиях прошлых лет:  коллективизацию,   войну,  трагическую  историю   семьи…  Или другая картина: «Невеста. Повесть А.Пушкина «Метель». Это работы  выпускницы Кубанского института культуры Натальи Скляровой. Их интересно подолгу рассматривать, они дают немалую пищу для размышлений. Привлекают внимание и пейзажи  Натальи Ягуповой, которыми хочется  любоваться бесконечно долго.

Василий Чуйков знаком жителям многих городов и сел Ставрополья и Кубани.  Творчество его поначалу – иронично-насмешливое – претерпевает трансформацию. Вот, к примеру, «Почтовый Ангел».  Чего больше в этой фигуре – белый крест с почтовым ящиком – надежды или насмешки? А как оценить его человеко-«Бомбочку»? Мала по размерам, но это опасный снаряд, который держит в состоянии  бездействия только болтающийся на руке замок.  Одновременно  есть здесь и «Дон Кихот», у которого  вместо привычных атрибутов в вытянутой руке книга.  О себе (любимом) читает или как?

Художник прогрессирует. Светлана Дмитриева рассказала мне, что  Василий Петрович выиграл конкурс на  лучший проект памятника, посвященного ставропольцам-участникам ликвидации радиационных аварий и катастроф.   Он установлен  в Северо-Западном районе города. Работы В.Чуйкова демонстрируется в областном музее народного творчества Великого Новгорода,  в московском Измайловском Кремле, они есть в корпоративных и частных собраниях.

Особо хочется сказать о необычных и разноплановых произведениях  Владимира Мананкина: «Переходы», «Прибытие», «Храм Рождества»  свидетельствуют о философском осмыслении факта пребывания человека на Земле.

А вот и работа Елены Платоновой, автора стихов, давших название творческому объединению художников.  «Покров. День» — купол храма на фоне деревьев. Вечер. В красках и полутонах  картины – тихая, светлая  грусть… Не о нас ли — вечно торопящихся куда-то,  редко находящих время на то, чтобы задуматься о жизни и о себе,  о Третьем береге красоты и душевных откровений, ждущем нас…

 Ирина  ПАНАСКО

Наверх