№ 34 (3611) 31.08.2016  

КАК ПОЛЮБИТЬ ШКОЛУ?

Начало учебного года для первоклашек — это стресс

Это для взрослых слова «школа» и «учеба» практически синонимы. А вот для наших детей это абсолютно разные понятия, причем, часто бывает так, что одно совершенно отбивает интерес к другому.

Самый первый учитель

Вспомните своего малыша, когда он еще только лежал в колыбельке. Ему были интересны все яркие и необычные вещи, которые попадали в поле его зрения. Он тянулся к ним своими маленькими ручками, стараясь потрогать, попробовать на вкус…  Изучить! Когда он начал ползать, а затем ходить, его тяга к познанию мира была настолько велика, что вы даже старались ее всячески уменьшить, чтобы ваше чадо не навредило себе, пытаясь все постичь. Дело в том, что стремление учиться для человека естественно, это в его природе,  с возрастом оно никуда не уходит – и пожилые люди читают познавательные книги и статьи, смотрят научно-популярные передачи. Так почему же ребенок, который с таким нетерпением ждал первого сентября и учебы, черезкаких-то пару-тройку месяцев придумывает тысячу и один предлог, чтобы не идти в школу?

— Конечно, очень многое в этом вопросе зависит от самих родителей. Но, на мой взгляд, когда ребенок начинает ходить в школу, на длительное время отрываясь от семьи и попадая в другую среду, со своими особыми правилами и требованиями, очень важную роль играет первый учитель, — считает педагог с многолетним стажем Ольга Дудчева. – От того, как педагог будет преподносить знания, как будет общаться с учениками, какую создаст атмосферу в классе, зависит и интерес новоиспеченного школьника к самому процессу обучения. Для этого надо быть не просто преподавателем по профессии, нужно очень любить свое дело и, отчасти, самому быть ребенком. Все-таки учитель начальных классов – это огромная ответственность и идти работать с первоклашками от «нечего делать» — значит совершить огромную ошибку.

Переломный момент

Но дело тут не только в человеческом факторе. Школа – это переломный момент в жизни каждого ребенка. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятна его новая роль. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей.

Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других — школьную четверть, а у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Итак, мы выяснили, что зачастую тождественные для взрослых понятия «учёба» и «школа» на деле имеют очень мало общего. Тяга к познанию мира не иссякает в человеке до самого конца, но институт школы частенько может эту тягу притупить. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Отныне ничего не будет пущено на самотёк – от ребенка ожидают и даже требуют определенных результатов. Причем, не только учителя, но и те, кто казался ребенку самыми близкими, его защитой и опорой – родители.

— Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ученика, — поясняет ставропольский психолог Наталья Литвинова. — Родители должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает мгновенного появления необходимых качеств. Дети нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от своего чада многие требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Родители, в первую очередь, должны понимать, насколько важный и сложный период наступил и для них самих – ведь школа требует еще большего включения в жизнь их ребенка. Но, к сожалению, многие думают как раз наоборот.

Несложные приёмы

— Есть несколько приемов и советов в психологии, которые облегчат жизнь и адаптацию к школе для обеих сторон, — продолжает Наталья Витальевна. — Самое важное и необходимое — это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения и ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и главное — его соблюдать. Нельзя требовать от своего чада организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии придерживаться ими же установленных правил. Если ребенок встает с трудом, не нужно его подначивать, как не надо и вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому: поставить будильник на пять минут пораньше, дав возможность понежиться в постели еще чуть-чуть. А можно включить музыку или радио. Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Ругань и выяснение отношений в начале дня существенно испортят весь его остаток и вам, и ребенку. И обязательно следите за постановкой напутственных фраз: слова играют огромную роль во взаимопонимании между людьми, а дети относятся к ним особенно чутко. Возвращение ребенка из школы — не менее важный этап дня. В это время наблюдается самый сильный спад работоспособности: не заставляйте дитя сразу же садиться за уроки и не засыпайте вопросами об учебе (вспомните себя в его возрасте — ведь порой такие разговоры сильно раздражали, особенно, когда оценки не соответствовали ожиданиям). Для начала надо пообедать и обязательно отдохнуть. Причем, имеется в виду отдых не перед телевизором или компьютером, а прогулка на свежем воздухе или сон в хорошо проветриваемой комнате. Ни в коем случае не лишайте своего ребенка прогулки в качестве наказания за проступок! Помните, что таким образом вы лишаете его в первую очередь здоровья. Ну, и наконец, под занавес дня – сон. Оптимальная продолжительность ночного отдыха для школьника составляет 11,5 часов. Так что, определившись со временем отхода ко сну, не нарушайте режим.

Расстановка ценностей

Режим – это, конечно, хорошо. Он поможет скорее приспособиться к новому распорядку жизни и родителям, и их детям. Он очень важен, но никак не важнее эмоциональной поддержки, о которой частенько забывают старшие. «Сдав» свое дитя в школу, не думайте, что он мгновенно стал независим от вас эмоционально – вы по-прежнему остаетесь для него самыми близкими и самыми нужными людьми в мире. Даже если он будет стараться не показывать этого, считая себя «вполне взрослым».

— Ни в коем случае не сравнивать его, возможно, посредственные результаты с какими-то эталонами. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми — только с ним самим, — напутствует Наталья Литвинова. — Родители должны терпеливо ждать успехов, хваля за лучшие результаты. Пускай это будет что-то вроде соревнования с самим собой — ребенку будет интереснее улучшить свои достижения. Именно на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности и отчуждения в семье — не допускайте этого, иначе рискуете упустить своего ребенка навсегда. Школа — важный, но мимолетный этап в жизни. Покажите малышу, что вы любите его не за хорошую учебу, а просто за него самого. И он ответит вам привязанностью и доверительным отношением.

— Еще один маленький, но значительный совет: никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок, — говорит психолог. —  Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Андрей АКУЛИЧ

Фото Виктора Нестеренко

 

Наверх