№ 38 (3615) 28.09.2016  

МАЛЫЕ ГАСТРОЛИ – БОЛЬШОЙ УСПЕХ

Ставропольская труппа выступила в столице

На Малой сцене Государственного Академического Малого театра в Москве прошли «малые» гастроли Ставропольского Академического театра драмы. По поводу этого события, которое рядовым никак не назовёшь, в драмтеатре состоялась встреча труппы с представителями СМИ.

По словам директора театра Евгения Луганского, впервые за 171 год существования театра, его коллектив был приглашён в российскую столицу показать свои постановки на сцене прославленного Малого (в прошлом императорского) театра. Начало осени – время совсем нетеатральное. Это окончание летнего сезона: москвичи за городом на дачах или на «тихой охоте» в подмосковных грибных лесах. Однако опасения ставропольских артистов, придут ли зрители, оказались напрасными.

Атмосфера высокого искусства

— Памятуя о добрых отношениях, которые сложились у нашего театра с Малым, побывавшим на гастролях в Ставрополе, в Мемориальной квартире драматурга и общественного деятеля А. И. Сумбатова-Южина (находящейся в ведении Малого театра) коллеги-москвичи устроили для общественности презентацию Ставропольского театра. Мы смогли рассказать о коллективе, репертуаре и постановках, то есть, как бы заранее познакомиться со зрителями. А потом хозяева показали музей. Там по сегодняшний день живёт атмосфера высокого искусства. Мы ходили по залам и напитывались этим духом, — призналась народная артистка РФ Наталья Зубкова. — Александр Иванович Сумбатов-Южин – знаковая фигура в истории Малого театра. Актёр, драматург, художественный руководитель театра, Южин был человеком разносторонне талантливым. В гостях у него бывали великие артисты М. Ермолова, А. Яблочкина, П.Садовский, А.Остужев, первый министр культуры СССР А. Луначарский, прославленный режиссёр В. И. Немирович-Данченко…

Увидеть своими глазами музей-квартиру для актёров было тем более важно, что спектакль «Соколы и вороны», которым ставропольцы открывали гастроли, был поставлен именно по пьесе Сумбатова-Южина.

— Конечно же, очень волновались. Камерная сцена Малого театра, на которую мы должны были выйти, на самом деле совсем не малая. Зал на 736 мест очень уютный, красивый, с пятью виражами зрительских мест. Только в день начала гастролей, когда я вошёл в зал, на душе полегчало, — рассказал Евгений Луганский. — Зал был полон. Пришли и те, с кем мы познакомились на презентации, и критики, и наши земляки, ставропольские москвичи. А после спектакля состоялся разговор со зрителями.

Русскость уходит?

В связи с этим спектаклем во время пресс-конференции зашла речь о направленности в работе театра. Народная артистка РФ Наталья Зубкова, которая в последнее время доказывает зрителю, что она ещё и изрядный режиссёр-постановщик, сказала:

— Работая над постановкой «Соколов и воронов», я ставила спектакль в чётком соответствии с драматургическим материалом. У меня даже в мыслях не было привносить что-то супер-современное. Эта пьеса — с чисто российскими характерами и коллизиями, и всё это так близко нам сегодня, что ничего другого от меня как режиссёра не требовалось. Мы шли в русле российского классического театра. К сожалению, сейчас вот эта наша русскость уходит из многих театров. Вне этой культуры и школы мы никому не будем интересны. В девяностых годах мы возили в Америку один-единственный спектакль, но то, как нас принимали, что о нас потом говорили и писали, убеждает: российский театр со своими уникальными традициями всё равно впереди планеты всей.

Журналисты поинтересовались, а были ли у актёров в Москве какие-то трудности. Хорошо, что такой вопрос возник. Ошибается, кто думает, что выездные гастроли – это что-то вроде приятной прогулки, где все тебе рады, дарят цветы и аплодисменты. Заслуженный артист РФ любимец ставропольских театралов Александр Ростов приоткрыл часть того, что происходило за кулисами:

— «Малые гастроли» для нас аукнулись ночными бдениями. Чего стоила одна расстановка декораций. Где-то в четвёртом часу ночи мы только заканчивали монтировать декорации и ставить освещение. А ещё нужно было сделать прогон спектакля. Чтобы осилить всё это, требовались и выдержка, и уверенность в своих силах, и большая собранность. Считаю, что поездка стала очередной проверкой творческого коллектива на профессионализм.

Интересовало журналистов и то, как в ситуации, когда провинциальные театры в большинстве своём забыли о выездах дальше региона, ставропольцам удаётся гастролировать за рубежом. Суть ответа директора сводилась к одному: не стоит ждать манны небесной, сидя на месте, сложа руки. Ставропольский театр драмы много лет живёт по хорошему принципу: «Тот, кто хочет работать, ищет возможности, а тот, кто не хочет — причины». Не потому ли на постановки спектаклей в Ставрополь приезжают известные столичные режиссёры, а согласие на право показов своих новинок (как это случилось с писателем Ю. Поляковым) дают признанные в стране мастера слова.

Турки в восторге

— Два года назад мы выиграли грант и привезли на Международный театральный фестиваль в Анкаре свой спектакль «Гамлет». Среди 60 театров мы были единственными представителями из России, — напомнил Евгений Луганский. — Когда наши актёры были на сцене, я за кулисами слышал дыхание артистов – такая в зрительном зале была тишина. В конце спектакля турки вышли на сцену брататься с нашими актёрами и… брать автографы. Казалось бы, зачем – на следующий день мы улетали в Россию. Но в прошлом году мы получили два новых приглашения на фестивали в Турцию. К сожалению, обстановка там сложилась непростая, и мы отказались. Я хочу сказать, что по-настоящему прожитая артистом на сцене жизнь влечёт зрителя, независимо от цвета кожи и знания языка. Ведь в основных своих проявлениях мы, люди разных национальностей, похожи: любим, ревнуем, боремся или подчиняемся своим слабостям. Именно этим наши актёры «взяли» турок. А в прошлом году «взяли» и белорусов. По договорённости сторон в следующем году в Минске намечены обменные гастроли.

В заключение Евгений Иванович поделился ближайшими планами театра в новом 172-м сезоне. Откроется он спектаклем «Аккомпаниатор» по пьесе А. Галина. А. Иванов написал очень смешную и современную пьесу «Жениха вызывали, девочки?» По ней известный в крае режиссёр В. Бирюков ставит спектакль. Ещё одна премьера первой половины сезона — молодёжный мюзикл «Алые паруса», написанный по мотивам одноименной повести А. Грина на музыку М. Дунаевского.

Тамара ДРУЖИНИНА

Фото автора

Наверх