№ 39 (3616) 05.10.2016   Разговор по существу  

НОВЫЙ ПОДХОД К ОТХОДАМ

На Ставрополье грядёт «мусорная» реформа

zabelin

Заместитель министра ЖКХ СК Богдан Забелин

Краевые власти рапортуют, что регион в числе первых в стране утвердил очень важный документ — территориальную схему обращения с отходами. Она была согласована с экспертами Росприроднадзора и министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды края. Комментируя новость, чиновники заявляют: с принятием схемы упорядочится деятельность участников «мусорного» рынка, будет задан законный вектор развитию бизнеса в этой сфере. Но обывателя может интересовать и другое. Например, уменьшится ли количество стихийных свалок? Или — не увеличится ли плата за вывоз мусора? На вопросы «СГВ» отвечает заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Богдан Забелин.

Деление на север и юг

— Богдан Владимирович, в соответствии с территориальной схемой край делится на южную и северную части. Каждая часть будет иметь полный цикл обращения с отходами и своего регионального оператора. Почему принято такое деление, а не иное? Почему край поделен на две части, а не, к примеру, на четыре или шесть?

— Каждый регион самостоятельно принимает решение о количестве региональных операторов в зависимости от инфраструктуры, которая сложилась у них. Где-то региональный оператор может быть один, где-то – два, как у нас, а где-то их может быть и восемь, или даже сорок.

Компания — разработчик нашей территориальной схемы предложила разделить край на две части или две зоны. Чем это объясняется? Работать с отходами выгодно там, где большая плотность населения. У нас в крае большая плотность населения имеется в районе Ставрополя и на КМВ. Поэтому, исходя из этих двух крупных агломераций, которые у нас есть, край был разделён на две части. Другой фактор, который определил такой подход – распределение по территории края мощностей по обработке отходов. Со следующего года Правительство РФ запретило захоронение определённых видов отходов без их предварительной обработки. А у нас сегодня не на всех территориях имеется возможность обработки отходов. Есть размещение, но нет обработки. На эти объекты нельзя будет просто привести определённые виды отходов. Поэтому регион разделили ещё и с учётом размещения мощностей переработки.

— Схемой предусмотрены мусороперегрузочные станции и межмуниципальные зональные центры? Как они будут работать?

— Межмуниципальные зональные центры – это крупные объекты по приему и обработке отходов мощностью 100 тысяч тонн и более. Их в крае будет 13, в том числе пять новых — в Новоалександровском, Труновском, Благодарненском, Будённовском и Советском районах.

В этих межмуниципальных зональных центрах должны быть мощности по обработке отходов. И мощности для захоронения «хвостов» — того, что осталось. Обработка — это комплекс процессов, связанных с вовлечением части отходов в хозяйственный оборот — сортировка, промывка и т. д. В мусоре содержится немало полезных компонентов, которые могут быть пригодны для дальнейшего использования.

А мусороперегрузочные станции – всего их 15 — промежуточное звено между контейнерными площадками или собственниками отходов и межмуниципальными зональными центрами. На мусороперегрузочных станциях будет оборудование по первичной обработке отходов и дальнейшему перемещению их в межмуниципальные зональные центры. Дело в том, что из определённых отходов, после того, как произошло их сжатие в мусоровозах, извлечь что-то полезное очень сложно. Поэтому на мусороперегрузочных станциях и нужны мощности по первичной обработке отходов.

В некоторых районах мы не предусматриваем строительство мусороперегрузочных станций, поскольку рядом будут межмуниципальные зональные центры.

— Существующая «мусорная» инфраструктура в крае будет встроена в новую схему?

— Да, требованиями, на основании которых разрабатывалась наша схема, предусматривалось, что должны быть включены все существующие легальные объекты в крае. Их у нас не очень много – всего восемь объектов имеют лицензию и включены в Государственный реестр объектов размещения отходов. Из восьми объектов на пяти имеется оборудование различной мощности для обработки отходов.

Некоторые передовые предприятия обладают достаточно современным оборудованием, обеспечивают, по словам их руководителей, переработку до 70 процентов от поступающего объема отходов.

Остальная наша инфраструктура — так называемые санкционированные свалки. Это — земельные участки, выделенные администрацией для складирования отходов. Чтобы хотя бы свозили мусор в одно место. Это уже не вполне легальные объекты. По закону их надо закрыть, но вы понимаете, что, если это сделать сегодня, завтра вместо одной санкционированной свалки появится десять несанкционированных.

Расчёт с человека

— Каковы функции регионального оператора?

— Задача перед региональными операторами стоит очень масштабная: заключить договоры на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО) с половиной населения края, обеспечить своевременный сбор отходов в соответствии с санитарными нормами, их транспортировку, дальнейшее размещение, обработку и утилизацию.

На определенной территории может работать только один региональный оператор. Тариф на вывоз ТБО, который будет установлен, должен быть един для всей его территории.

— У нас есть организации, которые смогут выступить в роли операторов?

— Организаций с такими амбициями у нас достаточно, по разным оценкам, от пяти до десяти. А может быть, и больше.

Исходя из критериев допуска, многие организации в крае имеют формальное основание, чтобы поучаствовать в конкурсе. Хотя наверняка не все обладают достаточным экономическим и организационным потенциалом.

— Этот вопрос — очень болезненный… Не будет ли резкого повышения платы за вывоз мусора? Ведь схема охватит не только города, но и сельские поселения. Горожане привыкли платить за вывоз мусора, а для многих селян это будет в новинку. Наверняка найдётся немало недовольных «мусорной» реформой…

— Услуга сбора и обращения твёрдых бытовых отходов сейчас — жилищная, а станет коммунальной. В платёжке пройдёт под другой строкой. Расчёт будет производиться не с квадратного метра, а с человека.

Конечно, сейчас нельзя сказать, каков будет тариф. Но резкого повышения платы быть не должно. Для кого-то она может подняться, а для кого-то, напротив, снизится. Понятно, если люди раньше избавлялись от мусора совершенно бесплатно, никому ничего не платили, а сейчас их обяжут заключить договор и потребуют плату, кому-то это может не понравиться.

Но местные власти должны донести до людей все нюансы нововведения. Это их задача. Система, которая вводится, она глобальная. Это, можно сказать, революция в отрасли. Она давно назрела. Если мы стремимся к какому-то цивилизованному подходу в этом деле, то должны понимать, что сбор отходов, вывоз, обработка, утилизация не могут быть бесплатными. Участники этого рынка не могут работать, не имея хотя бы минимальной прибыли.

Зато в результате реформы будет больше чистоты в наших городах и селах, улучшится экологическая ситуация.

Придётся платить

— Можно ли отказаться от заключения договора?

— Нет, закон устанавливает обязанность регионального оператора заключить на своей территории договора со всеми. Если кто-то отказывается, включается механизм принудительного заключения договора в судебном порядке.

Для людей станет бессмысленным выбрасывать мусор в несанкционированных местах, ведь все равно за услугу по обращению с отходами придется заплатить регоператору.

— Краевые власти планируют привлечение инвесторов к созданию инфраструктуры схемы по обращению с отходами. Инвесторам это будет интересно?

— Я думаю, инвесторы должны проявить активность. Тем более что сейчас в этой сфере будет наводиться порядок. Раньше инвесторы строили, вкладывали средства, но у них не было гарантий финансовых потоков.

Для примера, есть краевая программа «Отходы производства и потребления в Ставропольском крае на 2012 — 2016 годы». Она вовсе не предусматривала бюджетного финансирования. Планы были амбициозные — привлечь более 4 млрд рублей инвестиций. На такую сумму не вышли, тем не менее в отрасль было вложено более 2 млрд рублей.

— Какие нужны средства для создания необходимой инфраструктуры территориальной схемы по обращению с отходами?

— По самым скромным подсчётам — 2,5 млрд рублей. Это если исходить из того, что строительство и оборудование мусороперерабатывающей станции стоит 75 — 80 млн рублей, а создание межмуниципального зонального центра требует вложений как минимум 350 млн рублей.

— И когда на Ставрополье заработает эта система?

— Нужно понимать, что система не заработает сразу, она будет строиться. Следующие шаги, которые должны быть сделаны — отбор по конкурсу региональных операторов и определение нормативов образования твёрдых коммунальных отходов. Но на данный момент не все документы приняты на федеральном уровне. С двумя основополагающими – задержка. По этой причине мы не можем пока даже выбрать региональных операторов. Хотя по закону с начала следующего года отобранные региональные операторы уже должны заключать договоры с населением.

Беседовал Владислав ФУШ

Фото msktambov.ru

КСТАТИ

По данным министерства жилищно-коммунального хозяйства СК, санкционированных мест размещения отходов в регионе около 100, а несанкционированных – около 160.

СПРАВКА

До 26 сентября 2016 года все регионы РФ должны были утвердить свои территориальные схемы по обращению с отходами. Правительство Ставропольского края утвердило документ в числе первых — 22 сентября. Многие регионы еще даже не согласовали свои схемы с Росприроднадзором. А в некоторых субъектах РФ даже не приступали к этой работе.

comments powered by HyperComments
Наверх