№ 50 (3627) 21.12.2016  

ВПИСАТЬСЯ В ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ РЫНОК

Что мешает реализации овощной продукции ставропольских производителей?

Разговор на эту тему состоялся на расширенном заседании Совета некоммерческой организации «Партнёрство овощеводов Ставропольского края». В нем принял участие министр сельского хозяйства края Владимир Ситников.

Сохранить и продать

Напомним, что только производством овощей открытого грунта и товарного картофеля в крае занимаются более 500 крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей со своими семьями. Эти люди способны не только обеспечить Ставрополье овощной продукцией, но и готовы насытить ею другие регионы страны.

Однако вырастить урожай – это лишь половина дела. Не менее важная задача – сохранить овощную продукцию в свежем виде как можно дольше. И актуальным остаётся вопрос – куда сбыть выращенные овощи.

Вот и сегодня имеющиеся хранилища забиты овощной продукцией.

По мнению председателя Совета некоммерческого партнёрства Александра Портнова, сегодня, к сожалению, войти в рынок и сбалансировать его очень непросто:

— Торговые сети пытаются диктовать свои условия. Они действуют по принципу: «Если ты хороший парень, штрафовать не будем, если чем-то не угодил, плати штраф».

— С торговыми сетями необходимо чаще общаться, напоминать о себе, — заметил министр.

— Что мы и делаем, — последовал ответ. — Только общаться приходится, как правило, с рядовыми клерками, которые ничего не решают. Выйти на более высокое начальство удаётся крайне редко. Вот почему не можем избавиться от штрафов и возвратов продукции.

— А знаете, почему они возвращают продукцию? – вмешался в разговор директор некоммерческого партнёрства овощеводов СК Владимир Целовальников. — Потому что рынок насыщен и луком, и картофелем, и другими овощами. Есть выбор.

— Вы мне по полочкам разложите, какие торговые сети и в каких объёмах берут вашу продукцию. Посмотрите, сколько овощей реализуется на ярмарках и в торговых сетях, — попросил министр. — Эти сведения мне необходимы для того, чтобы иметь ясное представление о торговых сетях. Чтобы вести диалог с ними, надо владеть информацией.

Точных данных у производителей овощей пока нет. Но они пообещали министру подготовить их в ближайшее время.

В прошлом году ставропольские производители поставили в магазины одной из торговых сетей, широко представленной в крае, шесть тысяч тонн овощной продукции. Не меньше поставят и в этом году. Цифра немаленькая. Хотя поставщики жалуются: постоянно идёт сдерживание, причём откровенное.

Потеснить соседей

Участники заседания говорили и об объёмах производства овощей. Информацию предоставил Владимир Целовальников:

— Президент национального союза овощеводов Сергей Королёв в ноябре на Международной выставке «Юг Агро» сообщил, что в этом году овощеводы России снизили производство овощей на 0,5%, а картофеля – на 10%. В то же время производство капусты выросло на 10%, моркови – на 8%, столовой свёклы — на 6% и лука – на 3%. К сожалению, тенденция к снижению производства овощей наблюдается и на Ставрополье. Уменьшились и посевные площади под овощными культурами открытого грунта с 29,4 тысячи гектаров до 23,1тысячи га.

Анализируя сложившуюся ситуацию в овощеводстве, председатель Совета некоммерческого партнёрства Александр Портнов признался, что приходится учиться на собственных ошибках:

— Для того, чтобы не было стихийного производства, а была плановость в поставках и ассортименте, необходимо производить ровно столько, сколько можно реализовать на рынке. То есть нет чёткого планирования. У некоторых овощеводов в этом году лук не может долго храниться – он гниёт. В чём дело?

— Видимо, была нарушена технология возделывания, — прокомментировал ситуацию Владимир Целовальников.

Владимир Ситников напомнил участникам заседания, что одна из самых злободневных проблем, которая требует решения, это переработка овощей. Край остро нуждается в консервных заводах. Рано или поздно, но их придётся строить.

И необходимо как можно быстрее завоёвывать местный рынок. Пока он оккупирован соседями. Попробуйте купить зелёный горошек или консервированную фасоль ставропольских производителей. Не найдёте. В торговых сетях зелёный горошек на любой вкус, но произведён он в Краснодарском крае. А фасоль завезли из Калужской области.

Многие ставропольские овощеводы успешно торгуют своей продукцией за пределами края. Лук и картофель они реализуют в Санкт-Петербурге, Твери, Нижнем Новгороде, Москве.

Овощеводы края хотели бы вернуть на ставропольский рынок свою продукцию. Но они нуждаются в поддержке. Участники заседания рассказывали, что в соседних регионах условия для развития овощеводства гораздо благоприятней. К примеру, в Кабардино-Балкарии на каждый инвестированный рубль в эту отрасль республика добавляет столько же. А почему у нас этого нет?

Недостаточная поддержка

Владимир Целовальников говорил об отсутствии достаточной государственной поддержки производства овощей открытого грунта. Затраты на гектар составляют 180 — 200 тысяч рублей, а компенсируются из федерального и краевого бюджетов лишь около 3 тысяч рублей. Это так называемая несвязанная поддержка на один гектар посевной площади. Она методически неверна, так как не отражает реальные производственные затраты на выращивание в зависимости от той или иной культуры. На производство овощей затраты в 8, а то и в 10 раз больше, чем на зерновые и технические культуры. А ещё мешает отсутствие продовольственных балансов, как в целом по России, так и по регионам. Отсюда завоз овощей и картофеля без учёта собственного производства, что, в свою очередь, порождает удар по собственным производителям. Им приходится конкурировать с производителями овощей и картофеля стран с более благоприятным биоклиматическим потенциалом.

Владимир Целовальников предложил посмотреть, как обстоят дела с производством овощей и картофеля в разрезе муниципальных районов. По оперативным данным министерства сельского хозяйства, в этом году произведено 146 тысяч тонн овощей, на 43 тысячи тонн меньше, чем в прошлом году. Больше всех овощной продукции произвёл Нефтекумский район, на втором месте — Изобильненский район, а замыкает тройку Левокумский район. Директор некоммерческого партнерства высказал сомнение в правильности выбранной стратегии развития производства овощей закрытого или открытого грунта:

— Учитывая биоклиматический потенциал почв юга России, полагаю, что нужен вдумчивый и серьёзный экономический анализ эффективности и продуктивности с точки зрения затрат энергии и финансов на производство овощей как закрытого, так и открытого грунта. А может, здесь и есть золотая середина использования плёночных сезонных теплиц, позволяющих с наименьшими затратами производить овощи в закрытом грунте, продлевая сезон их выращивания и не неся колоссальных энергетических и материальных издержек. Всё необходимо тщательно просчитать, сколько будет стоить один килограмм овощей, произведённый в открытом или закрытом грунте.

Николай ШЕБАЛКОВ

Фото blogger.com

Наверх