№ 03 (3631) 25.01.2017   Культурная среда  

ЭСТАФЕТА ПРЕМЬЕР

В краевой филармонии — череда новых программ

Цикл изысканной музыки преподнесут, вернее, продолжат преподносить, музыкальным гурманам и в этом году музыканты и солисты Ставропольской государственной филармонии.

Романтика Мендельсона

Сегодня, в день выхода очередного номера «СГВ», любителей классики ждет премьера концертной программы «Метель под скрипки Мендельсона» в исполнении Симфонического оркестра Ставропольской филармонии под управлением дирижера Юрия Михайленко. Впервые под сводами концертного зала прозвучит одно из самых ранних сочинений Феликса Мендельсона — симфония для струнного оркестра №7, а также сочинения зрелого периода творчества основателя Лейпцигской консерватории: симфония №5 «Реформационная» (3-я часть), увертюра «Гебриды» и «Итальянская симфония».

Слушателям представится возможность погрузиться в мир душевных бурь и грёз романтической эпохи 19 века. Характерные индивидуальные черты стиля композитора: синтез романтического и классического начал, юношеская восторженность, беззаботное слияние с окружающим миром, изящество формы, опора на песенно-танцевальные бытовые истоки, впервые столь полно воплотились в «Итальянской симфонии», запечатлевшей радость жизни под вечно голубым небом южного края.

Увертюра «Гебриды» была написана Мендельсоном под впечатлением от морского путешествия композитора вдоль берегов Шотландии. Её музыка выражает не действие, а настроение. В главных темах подчеркнуты красочно-эмоциональные элементы.

В симфонии для струнного оркестра №7 ярко прослушивается синтез классики и романтики, её музыка юношески взволнованна, светла и лирична.

Дирижирует в этот вечер выпускник Московской государственной консерватории молодой дирижер Юрий Михайленко. Он уже успел покорить ставропольского слушателя. Его темперамент и эмоциональность в работе зажигают не только музыкантов в оркестре, но и зрителей в зале.

Драйв романса

В пятницу вечером, 27 января, зрителей ждет еще одна премьера — концертная программа «Очи черные», включающая наиболее известные романсы двух предыдущих столетий и современные произведения, продолжающие традиции старинного русского и цыганского романсов.

Этот проект прославленного вокально-хореографического ансамбля госфилармонии «Слобода» (руководитель — заслуженный работник культуры РФ Анатолий Пянзин, балетмейстер — почётный деятель искусств Ставропольского края Людмила Панина) нацелен на возвращение в концертную деятельность традиций русской эстрады через современное прочтение и понимание одного из любимейших жанров нашего народа.

До недавнего времени душевная, романсово-эстрадная лирика считалась несерьёзным, второсортным, мещанским жанром. А на самом деле песни и романсы о любви, верности, дружбе, расставаниях и разлуках, печалях и радостях — часть нашей культуры, наше национальное музыкальное достояние. Запоминающиеся мелодии песен оказались созвучны чувствам, мыслям и настроениям наших современников, любителей музыки всех возрастов.

Солировать будут любимые публикой вокалисты Диана Чернышева, лауреат международных конкурсов Юрий Беляев, солист Ставропольской государственной филармонии Сергей Захарченко, заслуженная артистка Калмыкии настоящая цыганка Татьяна Бузылёва, приехавшая из Элисты, а также баянист Николай Недоступов.

Рецепт Россини

15 февраля эстафету премьер подхватит новый проект филармонии «Музыка от гурмана». Автор идеи — музыковед Татьяна Диева. Второй вечер проекта (первый состоялся 23 ноября 2016-го) «Пир с Россини» расскажет о композиторах, оставивших после себя не только нетленные оперные и симфонические партитуры, но и изысканные кулинарные рецепты!

Мало кто знает, что Людвиг ван Бетховен был истинным гурманом и ценителем хорошего кофе. Основоположник жанра французской большой оперы Даниэль Обер любил проводить время в многочисленных ресторанах, повара которых не раз посвящали ему свои блюда.

Автор шедевров мировой оперы «Тоска», «Турандот», «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини был настоящим гедонистом и брал от жизни все: хождение на шлюпке под парусом, рыбную ловлю, ружейную охоту, автоспорт… Тем не менее бездельником Пуччини не назовешь.

А вот новатор музыкального языка Сергей Прокофьев великолепно играл в шахматы, ему как-то удалось выиграть партию у великого гроссмейстера Хосе Рауля Капабланки.

«Пир с Россини» погрузит зрителей в изысканный мир «бель канто», мир блестящего собеседника и острослова, жизнелюба и донжуана, гурмана и кулинара Джоаккино Россини! Одним из приятных сюрпризов для слушателей станет дегустация блюда, приготовленного по рецепту великого композитора.

Изюминкой «пиров» являются приезжие вокалисты. На этот раз публику ждет встреча с солисткой Астраханского государственного театра оперы и балета, лауреатом Международного конкурса Ириной Белая (сопрано) и солистом Московского государственного академического камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского Кириллом Филиным (бас).

Целый ряд премьер готовит к вечеру и симфонический оркестр филармонии под управлением Андрея Абрамова.

Храм искусства

Настоящим культурным событием года обещает стать и программа «Танго-Месса» с приглашенным из Санкт-Петербурга дирижером, намеченная на март.

Череду новаций директор филармонии Лариса Конева поясняет мечтой об аншлагах и вечерних платьях в партере, которая не оставляет ее со времени прихода в коллектив в качестве руководителя. И эта мечта начала сбываться. Билеты в зал на 400 мест бывают, порой, полностью проданы задолго до концерта. А еще в гардеробе появились места для обуви, чтобы можно было переобуться в туфли под выходной наряд. Обновлен даже сайт храма музыки.

— Убеждена, что филармония должна быть местом исполнения лишь настоящей музыки, классики. Мы приглашаем для этого самых известных артистов, дирижеров, вокалистов. Но и у нас просто великолепный коллектив! Это потрясающе талантливые музыканты. Работа, поиск новых подходов идут в кайф, с драйвом (о зарплатах не спрашивайте, пожалуйста). Счастлива, что рядом со мной такие же сумасшедшие, как и я, — признается Лариса Конева.

Марина ЧЕРНЫШЕВА

Фото Виктора Нестеренко

Наверх