№ 18 (3646) 10.05.2017  

СИЛЬНОЕ СЕРДЦЕ ЛЁТЧИКА ДУБИНИНА

День Победы солдат встретил в Праге

О Великой Отечественной войне мы сегодня узнаем по книгам, фильмам, письмам, старым фотографиям. К сожалению, мне было всего 12 лет, когда не стало папы, не получилось услышать от него воспоминаний о войне. В память о нем я решила хоть немного выяснить его боевой путь по воспоминаниям родных, друзей, знакомых и рассказать об этом.

Спасла учительница

Дубинин А.С., Аэродром г.Кандуков

Родился Алексей Сергеевич Дубинин в 1919 году на хуторе Калюжный Ставропольского края. С 1939 года был на действительной службе, в 1939-1940 годах воевал с финнами (85 аэродром ВВС, 391 зап. стрелковый полк). На финской войне он был тяжело ранен, его нашли замерзшим в снегу, пуля прошла в миллиметре от жизненно важного органа. После тяжелой операции Алексей снова оказался на действительной службе 85 аэродрома ВВС. На обратной стороне фотографии его рукой написано – «На старте в г. Кадукове. Аэродром».

В страшный 1941 год папа вновь оказался на фронте. До 1943 года он был летчиком-штурманом, громил немецкие войска в воздухе. В ожесточенной воздушной схватке его самолет был сбит фашистскими «Мессершмитт» и упал где-то на территории Украины, захваченной гитлеровцами. Экипаж спасла сельская учительница. Больше месяца летчики жили в подвале ее дома: пересыпанные картофелем, которым и утоляли голод, без движения, без воздуха, искусанные вшами, но… «накормленные». Как только эта отважная женщина нашла для них гражданскую одежду, бойцы двинулись в путь. Заметая следы, чтобы их не учуяли немецкие овчарки, летчикам приходилось продвигаться к своим по ледяной реке.

Они вышли в район Курского сражения. Буквально в канун этой самой кровавой битвы шел отбор солдат, которые могли управлять автомобилем. Далее мой отец продолжил боевой путь водителем при Комендатуре управления фронтом у маршала А.М. Василевского. Он принимал участие в Курском сражении, в результате которого советские вооруженные силы нанесли сокрушительное поражение фашистской Германии и привели агрессора к смертельному кризису.

После Курского сражения необходимо было выйти к Днепру и форсировать водную преграду. Фронты — Юго-Западный, Степной, Воронежский с поставленной задачей справились, успешно завершили кампанию 1943 года по освобождению Левобережной Украины.

В течение зимы Ставкой разрабатывались наступательные операции от Ленинграда до Черного моря, стремились освободить Правобережную Украину, Крым и весной выйти на государственную границу СССР. После утверждения Ставкой директивы на наступательные операции, маршал Василевский координировал действия 3-го и 4-го Украинских фронтов по освобождению Черноморского побережья.

Мой отец воевал на этих направлениях. Быть водителем авто-батальона Комендатуры управления фронта — особая задача. Это и разбитые военные дороги, и умение уходить от пуль и бомбежек, и правильно выбрать короткий путь в непредвиденной ситуации. Но, самое главное, это ответственность за жизнь людей, разрабатывающих стратегию и тактику фронтов. Ведь именно от их действий зависела Победа над фашистами. Во время войны для обладания важной военной информацией гитлеровцы проводили тщательно спланированные операции по взятию в плен командующих советской армией. Мой отец Алексей Дубинин был профессиональным водителем, специалистом колесных машин, командиром отделения. Это указано в его военном билете №1100190. Он воевал с немецко-фашистскими захватчиками также на Западном, Южном и четвертом Украинском фронтах, принимал участие в обороне Севастополя, освобождал Украину, Польшу, Чехословакию, был водителем у Василевского, Брежнева и других военачальников.

«Сынок… живой!»

День Победы папа застал в Праге. В ночь на 9 мая танковые армии совершили 80-километровый бросок, и на рассвете их передовые части вступили в Прагу, а вслед за ними — подразделения 3-й гвардейской и 13-й армий. В этот же день с востока в столицу Чехословакии вошли передовые отряды 4-го Украинского фронта. С юга в город направились подразделения 2-го Украинского фронта.

В ходе Пражской операции было взято в плен около 860 тысяч солдат и офицеров противника. Советские потери составили 11 тысяч убитыми и 38 тысяч ранеными, 373 танка, 1006 орудий и минометов, 80 боевых самолетов.

В газете «Известия» № 130 от 9 мая 1988 года размещен снимок и надпись под ним: «Прага, 9 мая 1945 года. Долгожданный и радостный конец гитлеровского нашествия, длившегося шесть лет. Утром 9 мая советские войска вошли в город, горячо приветствуемые населением. Неизвестный фотограф запечатлел двух наших ребят, смертельно уставших и заснувших в своей машине прямо на площади Праги, среди ликующей толпы». Все мы, родственники и друзья семьи, предполагаем, что водитель, уснувший на капоте машины, — мой отец. Снимок передан в Центральный музей вооруженных сил СССР из Чехословакии. Фото из личного архива Георгия Константиновича Жукова.

Во время войны папа был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другими наградами, свидетельствующими о высокой боевой доблести, храбрости, ненависти к врагу и горячей преданности своему народу, проявленные им в Великой Отечественной войне.

Домой, в станицу Сенгилеевскую, отец вернулся в 1949 году. Постучал, дверь открыла его мама – Анна Ивановна Дубинина и спросила: «Вам кого?» Она не сразу узнала в черноусом мужчине своего юного русоволосого сына, которого 10 лет назад проводила служить в армию. Он понял, что мама не узнает его, спросил: «А Сергей Игнатович (его отец) дома?» Сделав два шага назад в дом, мать остановилась со словами: «Алеша, сынок… живой!». Она узнала его только по тембру голоса.

Отец ушел из жизни от тяжелой болезни, ему не исполнилось и 53-х лет. Его увеличенное в три раза сердце работало только на одном митральном клапане. В 1975 году 9 мая (30-летие Победы в ВОВ) мы праздновали уже без папы.

В моем сердце живёт добрый, скромный, простой и верный долгу человек, мой отец — солдат Победы Алексей Сергеевич Дубинин, которым горжусь я, его пятеро внуков и восемь правнуков.

Светлана ДУБИНИНА

Наверх