№ 34 (3662) 30.08.2017  

С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ, ДОРОГИЕ ШКОЛЬНИКИ И ИХ РОДИТЕЛИ!

О чем нужно знать накануне 1 сентября?

Детство – особый период жизни. Ребенок из физического существа, желающего есть, пить, двигаться, на глазах превращается в личность, становится человеком разумным со своими мыслями, мнениями, духовными устремлениями. Ученые говорят, что основные черты личности закладываются в детстве и шлифуются в юности. Поэтому к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, а где его взять, если учителей не хватает, многое в нынешней системе образования поставлено «на поток»? К тому же всплеск рождаемости обусловил приток детей в начальные классы. В городских школах не редкость классы с литерами «М» и «Н». Нарастает интенсивность работы учителей.

Когда больше – не лучше

В минобразования края «СГВ» рассказали, что 1 сентября в школы края придут 32 с лишним тысячи первоклассников. Это сравнимо с прошлым учебным годом. А всего за парты сядут более 287 тысяч школьников, что почти на 10 тысяч больше, чем в 2016/17 учебном году. Прирост обеспечивает, в основном, миграционный приток, кроме того, школы покинуло меньше выпускников, сказался провал рождаемости в «миллениум».

Нас заверили, что комплектование классов идет в соответствии с СанПиН, исходя из нормы площади на одного учащегося. И возросшее число детей повлияет не на число учеников в классе, а на сменность обучения. По предварительным данным, в предстоящем учебном году во вторую смену будет учиться каждый шестой ребенок. Чуть меньше по сравнению с 2016-2017 учебным годом.

Чтобы закрыть потребность в новых ученических местах, в крае по специальной программе строят школы. В прошлом году введены две новые в Ставрополе на 1797 мест. Строятся еще пять школ почти на 2,5 тысячи мест в Ставрополе, Пятигорске, Ессентуках, Нефтекумском и Предгорном районах. Они должны принять учеников в начале 2018 года.

Кадры решают все

Новые школы — это еще и новые рабочие места. В настоящее время образовательному комплексу края требуется более 500 педагогов. Наибольшая потребность в учителях математики, иностранных и русского языков. В детсады нужны воспитатели. В этом году по педагогическим специальностям в крае завершили обучение около 670 человек. В том числе, выпускаются и первые «целевики», которые четыре года назад взяли на себя обязательства отработать затраченные на их обучение средства в родных местах. Ведется работа по их трудоустройству в школы и детсады края. В этом году по целевому набору на педагогические специальности в вузы края принято более 250 человек.

100 млн руб на бесплатные учебники

Именно столько было выделено в 2017 году из бюджета Ставропольского края на приобретение полного комплекта учебников для обучающихся в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта, пополнение фондов школьных библиотек в связи с увеличением числа школьников, а также списанием устаревших библиотечных книг. При этом школы самостоятельно распоряжаются субвенциями на приобретение учебников и учебных пособий. Деньги, как видим, немалые, а вот хватит ли их – большой вопрос. Поделим деньги на детей и увидим, что на одного ребенка приходится чуть менее 350 рублей. Это стоимость одной книги. Не маловато? Ведь там еще учебные пособия заложены…

Тем не менее, планируется, что к 1 сентября все ребята будут обеспечены учебниками на предстоящий учебный год из фонда школьных библиотек. Отметим, что в прошлые годы часть учебников в разных школах родители все-же докупали, где-то на всех не хватило «Истории», где-то «Математики». А вот индивидуальные тетради для выполнения заданий для каждого ребенка приобретает семья.

Основа здоровья

Чипсы, кола, непонятные шоколадки, сосиски или местные молочные продукты, натуральные котлеты и фрукты в меню, платно или бесплатно перекусит чадо в школьной столовой? — волнует любого родителя.

Нам рассказали, что кормят детей более чем в 620 общеобразовательных организациях Ставропольского края. Средства на организацию питания льготной категории учащихся выделяются из муниципальных бюджетов, а значит, их количество зависит от наполненности казны района или города.

Муниципальные образования самостоятельно определяют порядок предоставления льготного питания и категории лиц, нуждающихся в мерах социальной поддержки. К ним обычно относятся: дети из малоимущих семей, дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.

При этом в школах края функционируют не только буфеты, но и полноценные пищеблоки с холодильным и технологическим оборудованием, инвентарём, посудой. Многие школы его обновили в рамках федеральной программы.

Немаловажно, что школьные повара имеют профеподготовку и опыт работы в детских коллективах. А перед началом учебного года все работники пищеблоков проходят медосмотры, в том числе на кишечные инфекции (норо-, рото-, астро-), а также санитарное гигиеническое обучение. (Дай Бог, чтобы медосмотр и обучение были настоящими, а не проплаченными)

Примерное меню согласуется с краевым управлением Роспотребнадзора, с учетом сезонности, требуемой калорийности и сбалансированности суточного рациона по белкам, жирам, микронутриентам. В рацион включены творожные, рыбные и мясные блюда, хлебобулочные и кондитерские изделия, фрукты, овощи, сок и т.д. Используют йодсодержащий хлеб и йодированную соль. Приоритет отдается продукции местных производителей.

Камера хранения или занятия

Группы продленного дня в ряде школ лишь присматривают за детьми до 15 или 16 часов. В других — дети выполняют хотя бы часть домашних заданий с помощью учителя или более сильных учеников. Параллельно ребенка можно отдать в различные школьные кружки, секции, факультативы. В большинстве своем они бесплатны.

Кстати, в предстоящем учебном году запланировано открытие более 1300 групп продленного дня, из них более 160 групп для детей с отклонениями в развитии. Предусмотрены бюджетные средства для организации в школах групп продленного дня для первоклассников и учащихся коррекционных классов.

Родительское «сбирание»

Сборы средств на различные школьные нужды чуть ли не на каждом родительском собрании давно стали притчей во языцех. Средства собираются в фонд школы, фонд класса, на ремонт, на подарки. Вправе ли школа это делать, в какой форме собираются средства, кто и как должен отчитываться перед родителями за расходование средств и вообще, кто и как распоряжается этими суммами и принимает решение о тратах?

В минобразования края нам ответили, что родители или законные представители учеников вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, но делается это исключительно на добровольной основе, руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». При этом каждый родитель (законный представитель) самостоятельно решает вопрос своего участия в добровольных пожертвованиях.

Регулируется порядок привлечения и расходования дополнительных финансовых средств локальным актом, который должен быть разработан и утвержден в каждой школе или детсаду.

Только безнал

Добровольные пожертвования родителей вносятся через учреждения банков, бухгалтерию учреждения, централизованную бухгалтерию органа управления образованием. Они должны учитываться на текущем счете по специальным средствам с указанием целевого назначения взноса, пояснили в Минобразования Ставрополья.

Решение о необходимости привлечения дополнительных финансовых средств от родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся принимают органы самоуправления образовательной организации с утверждением цели их привлечения. Они же в соответствии с их компетенцией, определенной уставом образовательной организации, осуществляют контроль за данными средствами и вправе потребовать у администрации школы или детсада отчет об использовании добровольных пожертвований.

При привлечении добровольных взносов родителей на ремонт, в фонд школы, фонд класса и другие расходы образовательная организация обязана представлять публичные отчеты об использовании внебюджетных средств, о выполнении работ совету образовательной организации или другому общественному органу для рассмотрения на классных собраниях, общешкольных конференциях и т.д. Данная информация в обязательном порядке должна размещаться на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Не допускается использование добровольных пожертвований образовательной организацией на цели, не соответствующие уставной деятельности и не в соответствии с пожеланием лица, совершившего пожертвование.

Ответственность за целевое использование добровольных пожертвований несет руководитель образовательной организации.

Такие пояснения по поводу всевозможных сборов с родителей нам дали в министерстве образования края. На деле зачастую добровольные пожертвования собираются по принципу негласной обязаловки – если классный руководитель «не дожал», то в бой вступают представители родительских комитетов. В любом случае – сдавать или не сдавать – дело сугубо личное. И если вы не хотите этого делать, заставить вас никто не может. Пожаловаться на подобные факты принуждения можно в региональное министерство образования или Рособрнадзор.

Марина ЧЕРНЫШЕВА

Фото Виктора Нестеренко

Наверх