№ 04 (3632) 01.02.2017   Разговор по существу  

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Ставропольское УФАС проконтролирует долевое строительство

Руководитель Управления Федеральной атимонопольной службы по Ставропольскому краю Сергей Никитин ответил на вопросы корреспондента «СГВ».

Все равно жалуются

Сергей Иванович Никитин

— Сергей Иванович, региональное управление ФАС осуществляет антимонопольное регулирование, контроль за госзакупками, в области рекламы и недобросовестной конкуренции. Где, в каких сферах, по итогам минувшего года было больше всего нарушений?

— Два последних года мы активно занимались контролем рекламы деятельности кредитных организаций и медицинских услуг. Если с рекламой алкоголя и табака всё в итоге более-менее отрегулировалось, все разобрались, что можно, а что нельзя, то рекламу медицинских услуг ввести в рамки закона оказалось сложнее. По-прежнему часто сталкиваемся с нарушениями. Тем более, что законодательство постоянно меняется. Например, появились ограничения относительно рекламирования методов оказания медицинских услуг.

Собственно пристального внимания требуют все направления. В 2014 году у нас был всплеск жалоб и обращений, связанных с госзакупками. Мы тогда возбудили и рассмотрели порядка 2 тысяч таких дел. Это связано было с тем, что закон о госзакупках (№44-ФЗ) только вступил в силу. Слабое знание нюансов этого документа повлекло всплеск нарушений. Мы на это обратили внимание. Поэтому решили через обучающие мероприятия, семинары (консультации не имеем права давать, нас привлекут к ответственности) донести до заказчиков и потенциальных участников торгов то, что им необходимо знать, чтобы избежать ошибок и нарушений. Чтобы они знали, как правильно работать. В итоге в 2015 году количество дел по нарушениям в сфере госзакупок снизилось до 870, а в 2016 году – до 780 дел. То есть эти наши усилия по профилактике нарушений, через семинары, учебные мероприятия, принесли результаты. Причем, если в 2014 году обоснованных жалоб было 62%, то сейчас их – около 10-15%. Это говорит о том, что и заказчики, и потенциальные участники торгов значительно повысили уровень грамотности. Что дает возможность своевременно проводить торги, своевременно выполнять работы, оказывать услуги. И как итог: в прошлом году в крае было отремонтировано, построено, введено в эксплуатацию большое количество медицинских учреждений, школ, детских садов, спортивных площадок.

— С прошлого года ФАС перестал работать с жалобами частных лиц, разбирает только споры коммерческих организаций. Но физические лица ведь все равно идут к вам с жалобами?

— Да, все равно жалуются, обращений очень много, и мы обязаны их в течение 7 дней переправить по подведомственности. Так, если жалуются по вопросам, связанным с ЖКХ, мы отсылаем людей в Стройжилнадзор, если на действия страховых компаний (по поводу ОСАГО, например, было много жалоб) – в Управление Центробанка (Ростов-на Дону), который занимается лицензированием страховой деятельности.

С антимонопольного законодательства начиналась деятельность нашей службы. И эти вопросы остаются, но обязанность защищать права физических лиц от нас ушла. Раньше любое физлицо могло обратиться с жалобой на действия монополистов — энергетических, водо- и газоснабжающих организаций, теплосетей, — и мы принимали меры. Сегодня этого нет, но остались два исключения, по которым мы можем защищать законные права и интересы граждан. Первое — это когда есть ущемление интересов неопределенного круга потребителей (когда пострадать может любой и одновременно многие, например, жители всего края). И второй момент: если ресурсоснабжающие организации не соблюдают процедуру техприсоединения относительно физических лиц: необоснованно отказывают гражданину в техприсоединении, требуют от него документы, которые не входят в определенный законом перечень, не соблюдают срок выполнения услуги. В этом случае назначаем штраф, не возбуждая дела. Но обычно к моменту назначения штрафа нарушение уже устранено, домовладение подключено к сети.

— Таких жалоб много?

— Достаточно много. В основном они идут от жителей садовых товариществ, дома в которых сейчас разрешено регистрировать как жилые объекты. Впрочем, нарушения там допускают и сетевые организации, и садовые товарищества.

Не как на Западе

— У УФАС есть обязанность контролировать органы власти. Случаются ли нарушения со стороны властных структур?

— Контроль органов власти – это эксклюзив нашего российского антимонопольного законодательства. На Западе этого нет. А у нас власть такой же участник гражданских отношений, как и хозяйствующие субъекты. Наш Гражданский Кодекс говорит, что органы власти в случае противоправных действий несут такую же ответственность за наступление негативных экономических последствий, как и хозяйствующие субъекты. Также должны оплатить эти негативные последствия. Но это и правильно.

Противоправные действия, конечно же, имеют место. Например, обращалось к нам с жалобой казачье общество города Лермонтова. Горадминистрация никак не реагировала на просьбу казаков о предоставлении помещения. Мы вынесли предупреждение, пояснили, что казачье общество имеет право на преференцию. Вопрос разрешился. Недавно глава Лермонтова известил УФАС, что все нормально: казаки получили то, что им положено по закону.

Органы власти имеют инфраструктурные объекты – здания, сооружения, которые можно сдать в аренду, передать во временное пользование. Антимонопольное законодательство говорит, что это можно делать только через конкурсные процедуры, через торги. Но, к сожалению, соблазн предоставить кому-то преимущество сохраняется.

Так что необходимость контроля органов власти остается, хотя законодатель предусмотрел послабление. Сейчас мы имеем возможность не сразу возбуждать дело, а выдавать предупреждение, как хозяйствующим субъектам, так и органам власти. Чтобы стороны нашли возможность примирения, разрешения ситуации. И надо сказать в общей массе предупреждений, касательно органов власти, нет случаев их неисполнения.

— То есть предупреждения действуют?

— Да, это работает. Ведь провести антимонопольное расследование, возбудить дело, выдать предписание — это все занимает время. Потом наше решение нарушитель обжалует в суде. Два-три года уходят на эти споры. К тому моменту предмет спора уже утрачивает значение. Когда же выдаем предупреждение – происходит переоценка позиции со стороны органа власти или хозяйствующего субъекта. Он задумывается — а нужны ли эти судебные разборки, стоит ли тратить силы и средства?

Но если примирения нет, у нас осталось право привлечения к ответственности.

Процент «брака»

— Пресс-служба УФАС, как правило, распространяет информацию о результативных для антимонопольщиков делах, но, как Вы сами говорили, судебные инстанции, в том числе Верховный суд, не всегда признают ваши действия обоснованными. Как часто это происходит?

— Все наши действия, абсолютно все, оспариваются в суде. Да, случается, что судебные инстанции нас не поддерживают. В силу разных причин. В том числе, исходя из того, что даже правомочные административные действия со стороны ФАС не принесут благоприятной экономической среды.

По разным направлениям процент проигранных в судах дел может отличаться. Так, по рекламе и недобросовестной конкуренции он составляет 1-2%. По закупкам для государственных и муниципальных нужд – 8%. Причина судебных неудач, чаще всего, не в ошибочных действиях наших специалистов, а в связи с изменениями в законодательстве. Или могут меняться цели, поставленные перед антимонопольной службой или судебной властью. Наибольший процент неудач – по антимонопольным делам. Может доходить до 20% и даже выше. Антимонопольное законодательство продолжает оставаться самым трудным для специалистов УФАС, поскольку необходимо обладать большим объемом знаний — юридических и экономических.

В общей сложности, признание наших действий необоснованными не превышает 20%. Такой оценочный показатель установлен для руководителей территориальных антимонопольных органов. Он может меняться каждый год. На 2016-й – 20%, а было — 16%, 18%.

— Какие приоритеты у регионального управления ФАС на этот год? Куда направите основные усилия?

— Сфера, которая требует особого внимания в нынешнем году — это защита дольщиков при строительстве жилья. Такую установку ФАС донесла до своих региональных управлений. Госдума внесла изменения в закон о рекламе, а ФАС, соответственно, отреагировала. Сегодня объем информации, которую застройщик обязан размещать на своем сайте, значительно расширен. И вот мы, антимонопольный орган, обязаны отслеживать эту информацию.

— То есть здесь ожидаете рост числа нарушений?

— Да, они однозначно будут. Практика показывает, что с изменением законодательства происходит всплеск нарушений.

Беседовал Владислав ФУШ

Фото mo.fas.gov.ru, Виктора Нестеренко

КСТАТИ

УФАС по Ставропольскому краю является единственным специализированным управлением ФАС России по анализу рынка минеральной воды и по анализу деятельности элеваторов по хранению зерна. Ставропольские специалисты ФАС принимали участие в разработке федерального закона о хлебе.

ЦИФРЫ

За счет деятельности Управления ФАС по Ставропольскому краю в 2016 году, в бюджеты всех уровней поступило 25 млн рублей (за последних три года – 78,8 млн рублей), из них около 23,5 млн рублей – штрафы, остальные около 1,5 млн рублей – госпошлины, незаконно полученные организациями- нарушителями доходы и т.д. При этом годовой объем финансирования регионального управления ФАС составляет 15 млн рублей.

comments powered by HyperComments
Наверх